Новости

Апелляционное производство по КАС РФ: Верховный суд обновил разъяснения!

Линия консультацийИнформационная поддержка
В этом выпуске читайте: Выход из общества после нарушения условий госконтракта не поможет избежать включения в РНП; Минюст представил доработанный проект Процессуального КоАП РФ.

1. Апелляционное производство по КАС РФ: Верховный суд обновил разъяснения

В новом постановлении Пленум ВС РФ подробно разъяснил все аспекты рассмотрения административных дел в суде апелляционной инстанции. Ранее этой теме был посвящен лишь небольшой раздел в постановлении 2016 года. Во многом новое постановление аналогично разъяснениям по апелляции в гражданском процессе. Отметим несколько, на наш взгляд, интересных позиций. Жалобу не могут оставить без движения, если не приложены копии доверенности и диплома, но они есть в материалах дела.

Жалобу не могут оставить без движения, если она оформлена с нарушениями, которые не препятствуют ее рассмотрению. Примеры:

Также даны подробные разъяснения о том, в каких случаях решение суда подлежит отмене из-за нарушения аудиопротоколирования.

Постановление Пленума ВС РФ от 11.06.2020 N 5

2. Выход из общества после нарушения условий госконтракта не поможет избежать включения в РНП

Стороны заключили контракт на проектные и изыскательские работы. После неоднократных претензий заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта: подрядчик не выполнил обязательства в установленные сроки. Сведения включили в РНП.

Учредитель юрлица посчитал, что данные о нем внесены в реестр безосновательно:

Суды его не поддержали. В период недобросовестного исполнения контракта он был учредителем юрлица. Оснований не включать сведения о нем в реестр нет.

Суды руководствовались следующим:

Напомним, что сведения об учредителе, который вышел из общества до заключения контракта, в РНП включать нельзя.

Постановление АС Дальневосточного округа от 04.06.2020 по делу N А73-15256/2019

3. Минюст представил доработанный проект Процессуального КоАП РФ

С 16 июня на публичном обсуждении находится новая редакция проекта Процессуального КоАП РФ, который планируют ввести в действие с 2021 года. По сравнению с прежней версией документ существенно изменился. Рассмотрим некоторые из поправок подробнее.

Соотношение проектируемого кодекса с АПК РФ

В доработанной редакции проекта разработчики указали, как будет соотноситься Процессуальный КоАП РФ (далее – ПКоАП РФ) с АПК РФ. Так, последний будет применяться при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности юрлиц и ИП в связи с их экономической деятельностью (ст. 1.1 Проекта). Речь идет о делах, которые КоАП РФ будет относить к компетенции арбитражных судов. Кроме того, по АПК РФ будут рассматривать дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности тех, кто занимается экономической деятельностью. В первоначальной версии проекта ПКоАП РФ этих положений не было.

Вина юрлица

Изначально хотели установить следующие правила: вина юрлица предполагается, если доказано, что его должностные лица, работники или представители допустили нарушение. Однако даже если их виновность не установили, то это не освобождает юрлицо от ответственности. В ходе общественного обсуждения эти положения были раскритикованы и изменились следующим образом. Если виновность должностных лиц, работников или представителей юрлица не установлена, то и вина юрлица не презюмируется (ч. 2 ст. 1.5 Проекта).

Онлайн-подача документов в суд

Доработан порядок использования электронных документов участниками производства по делу. В частности, предусмотрели, что подать в суд заявление, ходатайство, жалобу, протест, представление в форме электронного документа можно будет в том числе через личный кабинет участника судебного процесса. Этот ресурс появится на Едином портале госуслуг (ч. 1 ст. 1.15 Проекта). По общему правилу эти документы достаточно будет заверить простой электронной подписью.

Право на реабилитацию

Появились нормы о праве на реабилитацию тех, кого незаконно привлекли к ответственности. Оно будет включать в себя, например, право на возмещение имущественного вреда, а также на устранение вреда, причиненного деловой репутации юрлица. Государство обязано полностью возместить вред независимо от вины суда, органа, прокурора, должностного лица (ст. 1.17 Проекта). Воспользоваться правом сможет, например, лицо, которое в итоге освободили от ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения. Отметим, что о необходимости рассмотреть вопрос о закреплении института реабилитации говорилось еще в концепции нового КоАП РФ. Сейчас в КоАП РФ нет норм о возмещении вреда в связи с незаконным привлечением лица к ответственности. Однако в ГК РФ зафиксированы общие правила об ответственности за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Тем не менее без специальных положений многие вопросы возмещения вреда в связи с незаконным привлечением к административной ответственности остаются на усмотрение суда. Поправки о праве на реабилитацию позволят сделать процедуру возмещения вреда более понятной и прозрачной.

Меры обеспечения производства по делу

Первоначальная редакция проекта ПКоАП РФ в ряде статей упоминала такую меру обеспечения производства по делу, как приостановка действия специального разрешения (лицензии). В новой версии эта мера не закреплена (ст. 4.2 Проекта), как и в действующем списке КоАП РФ.

Форма ходатайств

Из проекта ПКоАП РФ решили исключить правило о том, что ходатайства можно заявлять только в письменной форме. Теперь ее предлагают использовать в исключительных случаях, например для изготовления копии протокола или аудиозаписи рассмотрения дела (ч. 4 ст. 8.32 Проекта). Сейчас по КоАП РФ ходатайства заявляются в письменной форме.

Уплата штрафов со скидкой

В новой редакции проекта ПКоАП РФ перечислено меньше нарушений, штрафы за которые нельзя будет оплатить со скидкой 50%. Например, решили сохранить действующую возможность воспользоваться скидкой при уплате штрафа (ч. 5 ст. 12.2 Проекта):

Напомним, скидка будет действовать, как и сейчас, в течение 20 дней с даты, когда вынесли постановление о наложении штрафа.

Проект Процессуального КоАП РФ

4. "Регуляторная гильотина": правительство отменяет свыше 450 устаревших актов

Большинство актов, которые будут признаны недействующими, приняты органами госуправления РСФСР и СССР в период с 1946 года по 1991 год. В их числе документы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и общепита, гостиниц. Постановление правительства содержит несколько перечней устаревших документов и отдельных положений определенных актов, которые утратят силу в 2020 и 2021 годах. Такая ревизия поможет систематизировать законодательство. Эта работа – часть комплекса мероприятий в рамках механизма "регуляторной гильотины".

Постановление Правительства РФ от 13.06.2020 N 857 

Вернуться к новостям