Новости

Реформа контроля и надзора прошла финальное чтение в Госдуме: обзор изменений!

Линия консультацийИнформационная поддержка
В этом выпуске читайте: Банк России представил итоговую версию Концепции ипотечного страхования, которая призвана поддержать заемщиков; Обеспечение заявки перечислят в бюджет несмотря на одинаковые нарушения по Закону N 44-ФЗ

1. Банк России представил итоговую версию Концепции ипотечного страхования, которая призвана поддержать заемщиков

Концепция предполагает, что сам банк, выдавая ипотеку, страхует приобретаемую недвижимость, жизнь и здоровье заемщика. Такая страховка будет обязательной, и ее сумма будет учтена в полной стоимости кредита. Сейчас страховку приобретает заемщик, а агентом зачастую выступает банк, оставляющий себе большую часть страховой премии. В итоговой версии концепции уточнен минимальный перечень страхуемых рисков, а также установлено, что при секьюритизации ипотечных кредитов договор страхования должен заключать ипотечный агент. Новый подход повысит прозрачность ипотечной сделки, облегчит гражданам сопоставление ипотечных продуктов разных банков и, более того, будет способствовать снижению стоимости ипотеки.

Информация Банка России от 22.07.2020 "Концепция ипотечного страхования: итоги обсуждения"

2. Реформа контроля и надзора прошла финальное чтение в Госдуме: обзор изменений

Депутаты в третьем чтении проголосовали за принятие масштабного проекта, который изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные задачи поправок: сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать компаниям и ИП больше гарантий при взаимодействии с органами. Одновременно с этим проектом Госдума также в третьем чтении приняла проект об обязательных требованиях и "регуляторной гильотине". 

Когда заработает реформа и какие сферы контроля не затронет

Большинство положений реформы начнет действовать с 1 июля 2021 года (ч. 1 ст. 98 Проекта).

Она не распространяется, в частности, на налоговый, валютный, таможенный контроль, а также (ч. 4 и 5 ст. 2 Проекта):

Онлайн-взаимодействие с проверяющими

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна (ч. 1 и 4 ст. 21, а также ч. 9 ст. 98 Проекта). Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля (ч. 6 и 7 ст. 21, а также ч. 10 ст. 98 Проекта). Планируется предусмотреть, что подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы (ч. 1 ст. 40 и ч. 7 ст. 43 Проекта).

Профилактика нарушений

Проект закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (ч. 1 ст. 8 Проекта). Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

По проекту федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации (ст. 54 Проекта). Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Помимо этого, можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом СРО (ст. 55 Проекта). Для этого должен быть соблюден ряд условий, например следующие:

По результатам второго чтения из главы о независимой оценке соблюдения обязательных требований убрали положения о страховании рисков причинения вреда. Однако актуальная редакция проекта все же упоминает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования указанных рисков (п. 6 ч. 7 ст. 23 и ч. 9 ст. 25 Проекта).

Контрольно-надзорные мероприятия

Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих проект предусматривает следующие мероприятия:

Проект содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. (ч. 1 ст. 65 и гл. 14 Проекта). Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно. Отметим ранее не предусмотренную в проекте новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Проекта).

Сокращение сроков проведения проверок

Общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72 и ч. 7 ст. 73 Проекта). Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Проект предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями (ст. 91 Проекта). Сейчас по Закону о защите прав юрлиц и ИП такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок. Зафиксируют перечень из 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.

Проект Федерального закона N 850621-7

3. Обеспечение заявки перечислят в бюджет несмотря на одинаковые нарушения по Закону N 44-ФЗ

Организация подала заявки на участие в 3 аукционах. Их отклонили по вторым частям: не были предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника доптребованиям. По третьей по счету заявке площадка не разблокировала денежные средства, внесенные в качестве обеспечения. Участник закупки с этим не согласился: нарушения были одинаковыми и не могли быть признаны систематичными. Однако контрольный орган и суды его не поддержали: законодательно предусмотрен именно факт трехкратного отклонения вторых частей заявок в течение квартала на одной площадке. Идентичность нарушений не имеет значения. Отметим, что в правоприменительной практике есть пример, когда участник не потерял обеспечение, допустив одинаковую ошибку в трех заявках одновременно.

Постановление АС Московского округа от 02.07.2020 по делу N А40-225786/19-93-1863

4. Претензионный порядок в арбитражном процессе: Верховный суд обобщил практику

Нужна ли претензия перед подачей встречного иска, могут ли ее заменить переговоры, допустимы ли в претензии ошибки в расчетах — ответы на эти и другие вопросы дал Верховный суд.

Когда претензия нужна

Перед подачей встречного иска нужно соблюсти претензионный порядок.

Исключение составляет ситуация, когда одновременно соблюдены два требования:

Претензия понадобится при взыскании расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД.

Когда претензия не нужна

Нет необходимости направлять претензию:

Могут ли переговоры заменить претензионный порядок

Могут, но только в том случае, если в договоре прописаны условия, сроки и порядок ведения переговоров. Одного лишь указания на то, что стороны будут пытаться уладить спор с помощью переговоров, недостаточно.

Куда и как направлять претензию

Претензию можно направить по адресу, указанному в договоре, а не по юридическому адресу. Претензию не обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, если этого не требует закон или договор. Претензия может быть направлена только по электронной почте, если такой способ предусмотрен договором.

Что будет, если суммы в претензии отличаются от сумм в иске

Исковое заявление должны рассмотреть. В качестве примера Верховный суд привел ситуации, когда взыскиваемые суммы отличались из-за арифметических ошибок, а также из-за увеличения к моменту подачи иска периода просрочки исполнения обязательства.

Что будет, если документы о соблюдении претензионного порядка не приложить к иску

Если в самом заявлении указано, что претензия направлялась, суд не вправе возвращать его. Он должен оставить заявление без движения, дав время на устранение недостатков.

Когда нужно заявлять о несоблюдении досудебного порядка

Заявлять о несоблюдении досудебного порядка нужно при рассмотрении дела в первой инстанции. Если этого не сделать, к данному доводу не прислушаются ни в апелляции, ни в кассации.

Обзор практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020 

Вернуться к новостям