Новости

Суд напомнил, когда госзаказчик должен оплатить излишне выполненный объем работ

Линия консультацийИнформационная поддержка
В этом выпуске читайте: Пленум ВС РФ разъяснил, кто может стоять за "корпоративной вуалью" компании-банкрота; ВС РФ: право требовать возврата займа в евро по действующему курсу – это условие о валюте долга и многое другое

1. Суд напомнил, когда госзаказчик должен оплатить излишне выполненный объем работ

По мнению АС Дальневосточного округа, заказчик должен оплатить работы, выполненные сверх объема, предусмотренного контрактом, если они были выполнены в интересах заказчика и неопределенного круга лиц с целью избежать угрозы жизни людей.В рассмотренной судом ситуации примером таких работ стала уборка автодорог от снега после аномального снегопада.При рассмотрении дела суд сослался на позицию ВС РФ и мнение этого суда, высказанное в Обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе.Кроме того, суд учел отсутствие у сторон возможности в установленном порядке заключить контракт на спорный объем работ из-за значительных временных затрат и чрезвычайный характер обстоятельств их выполнения, а также тот факт, что подрядчик действовал в обстановке крайней необходимости.

Постановление АС Дальневосточного округа от 19.12.2017 по делу N А51-12646/2017

2. Пленум ВС РФ разъяснил, кто может стоять за "корпоративной вуалью" компании-банкрота

Разъяснения пригодятся кредиторам, чтобы привлечь к ответственности контролирующих лиц банкротившегося юрлица.Среди важных выводов Пленума ВС РФ можно выделить следующие:

Постановление Пленума ВС РФ от 21.12.2017 N 53

3. ВС РФ: право требовать возврата займа в евро по действующему курсу – это условие о валюте долга

По условиям договоров займа в долг передано в общей сложности 180 млн руб. В договорах указан эквивалент рублевых сумм в евро. При этом предусмотрено, что заимодавец может выбрать, в какой валюте сумма займа подлежит возврату: в рублях или евро по курсу на момент возврата долга. Заимодавец выбрал второй вариант и обратился в суд.Апелляция посчитала: валютой договора является рубль. Условие о возврате долга в евро не означает, что стороны договорились о выплате суммы в рублях, эквивалентной сумме в иностранной валюте, как этого требует закон.ВС РФ решил иначе: апелляционный суд не разобрался, является рубль валютой долга или платежа. Спорное условие следует понимать как право заемщика выбрать валюту долга. Возвращать заем все равно придется в рублях.Пример хорошо иллюстрирует, как на практике могут сработать правила ст. 431 ГК РФ о толковании договора. Следует учитывать это и формулировать условия соглашений предельно ясно.

Определение Верховного Суда РФ от 17.10.2017 N 5-КГ17-138

4. В АПК РФ может появиться еще одно основание для приостановления производства по делу

Депутаты предлагают дать арбитражному суду возможность приостановить дело, если ведется предварительное расследование по уголовному делу, обстоятельства которого могут иметь значение для рассмотрения данного дела.Сейчас уголовное дело служит основанием для приостановления производства, только если оно находится на рассмотрении суда. Обязательным условием при этом является невозможность рассмотрения арбитражного дела до разрешения уголовного.

Проект Федерального закона N 348097-7 (внесен в Госдуму 22 декабря 2017 года)

5. 2018 год: обзор изменений в закупках по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ

Расскажем, какие изменения вступят в силу в новом году, а также напомним об уже действующих новшествах.Закупки по Закону N 44-ФЗ: ключевые изменения, вступающие в силу с 1 января 2018 года. Вступят в силу новые правила о запрете на допуск иностранного ПО. Запрет не будет касаться ПО из государств — членов ЕАЭС. Для этого оно должно быть включено в специальный реестр, который появится в дополнение к существующему.

Если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.Правила о запрете иностранного программного обеспечения будут распространяться на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.Будут уточнены требования к форме приложений планов-графиков.

В плане-графике закупок для федеральных нужд, а также для региональных и муниципальных нужд обоснование НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком надо будет приводить с указанием включенных в объект закупки товаров, работ, услуг, их количества и единиц измерения (при наличии).Изменятся требования к банкам, выдающим гарантии для обеспечения контрактов и заявок.

Заказчики должны будут принимать гарантии банков, отвечающих специальным требованиям правительства. Перечень таких банков появится на сайте Минфина.Отметим, что дату вступления этих правил в силу, скорее всего, перенесут на 1 июня 2018 года.Государственные и муниципальные заказчики смогут заключать контракты в период отзыва лимитов.

Если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны для приведения их в соответствие с законом (решением) о бюджете, госзаказчики смогут проводить закупки. При этом суммы контрактов не должны будут превышать объем поставленных на учет бюджетных обязательств.Техзадание на закупку лекарств надо будет готовить по-новому.

При его составлении нужно будет применять Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380. Этим документом, в частности, установлены требования к описанию лекарственной формы, дозировки, первичной упаковки, остаточного срока годности закупаемых препаратов.Подробности можно узнать из нашего специального обзора.В 2017 году произошло немало значительных изменений, о которых стоит напомнить:

Изменения, которые нужно учесть в 2018 году при закупках по Закону N 223-ФЗ

Станет больше заказчиков, которые должны проводить закупки у малого и среднего бизнеса

С 1 января 2018 года такая обязанность появится у заказчиков по Закону N 223-ФЗ, если годовой объем их выручки превышает 500 млн руб.

Заказчик − кредитная организация должна будет проводить такие закупки, если величина ее активов по данным отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн руб.

К заказчикам из числа автономных учреждений требование будет применяться, если стоимость договоров по результатам закупок за предшествующий календарный год превысит 250 млн. рублей.

Заказчиков, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, нововведение не затронет.

Изменится годовой объем закупок, который заказчики обязаны проводить у малого и среднего бизнеса

Минимальный уровень годового объема закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с 1 января 2018 года увеличится с 10 до 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок.

С 7 декабря 2017 года заказчики по 223-ФЗ временно вносят в реестр договоров меньше сведений

С указанной даты и до 1 июля 2018 года не нужно направлять в указанный реестр:

6. Изменения Закона N 223-ФЗ: обзор поправок, принятых Госдумой в третьем чтении

20 декабря депутаты приняли в третьем чтении масштабные изменения в Законе N 223-ФЗ. В настоящем обзоре рассмотрены основные поправки.

Большая часть изменений вступит в силу 1 июля 2018 года, однако есть поправки, которые вступят в силу в момент официального опубликования соответствующего закона. У заказчиков останется время, чтобы привести в соответствие с изменениями положения о закупках. Это надо будет сделать не позднее 1 января 2019 года. Закупки, извещения о которых опубликованы в ЕИС до даты размещения положения о закупке, в котором учтены изменения Закона N 223-ФЗ, надо проводить по правилам, действовавшим на дату размещения извещения.

Новые особенности применения Закона N 223-ФЗ

1. Будет закреплено, что положения закона распространяются на закупки для целей коммерческого использования. Таким образом, ранее высказанная Минэкономразвития точка зрения получит законодательное подтверждение. Возможность ее иного толкования будет исключена.

2. Расширится перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона N 223-ФЗ. В список войдут, в частности, закупки у юрлиц, которые согласно НК РФ являются взаимозависимыми с заказчиком. Надо будет закрепить в положении о закупке перечень таких компаний и обосновать причины включения в него каждой.

3. Законодательное закрепление получит типовое положение о закупках. Принять этот документ и установить круг заказчиков, которые должны его применять при утверждении или изменении собственных положений о закупках, может орган власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения. Также это может сделать орган власти или организация, выполняющие функции собственника имущества унитарного предприятия.

4. В типовом положении потребуется приводить дату, до наступления которой указанные учреждения и предприятия должны привести положения о закупках в соответствие с типовым. Утвержденное типовое положение нужно будет разместить в ЕИС. Аналогичным образом в этой системе будут размещаться изменения такого положения.

Изменения в закупочном процессе

1. В положении о закупке будут предусматриваться конкурентные и неконкурентные способы закупок. Конкурентные закупки потребуется проводить в электронной форме, если иное заказчик не закрепит в положении о закупке. Конкурентные закупки, в которых могут участвовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, надо будет проводить только в электронной форме.

2. Конкурентные закупки можно проводить в виде конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок. Заказчик будет вправе предусмотреть иные конкурентные способы, если они будут соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ.

3. Будет предусмотрен порядок проведения конкурентной закупки. Например, участники смогут направлять запросы о разъяснении положений документации. В течение трех рабочих дней с даты их поступления заказчик должен будет дать ответ и разместить его в ЕИС. Заказчик сможет отменить конкурентную закупку до окончания срока подачи заявок. По истечении этого срока и до заключения договора отменить конкурентную закупку можно будет только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

4. Отдельно будут установлены порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме и особенности ее проведения среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие закупки будут проводиться на электронной площадке.

5. В положении о закупке надо будет установить способы проведения неконкурентных закупок, а также порядок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

6. Будут закреплены правила описания предмета закупки. В частности, в документации надо будет указать его функциональные, технические и качественные характеристики. Если в описании предмета закупки используется товарный знак, то его указание надо сопровождать словами "или эквивалент". Не соблюдать это правило можно будет в ряде случаев, например при закупке запчастей к используемому оборудованию.

Изменения норм Закона N 223-ФЗ об обжаловании

1. Обжаловать можно будет не только действия (бездействие) заказчика, но и закупочной комиссии, оператора электронной площадки. Перечень случаев, в которых можно обратиться в антимонопольный орган с жалобой, расширится. В него будут добавлены, в частности, следующие пункты:

2. Появится норма, согласно которой, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после окончания срока подачи заявок, обжаловать их может только участник закупки, подавший заявку.

3. Будет установлено правило о том, что антимонопольный орган при рассмотрении жалобы ограничен только доводами, составляющими предмет обжалования.

Иные положения проекта

1. В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно будет установить цену единицы товара, работы или услуги и максимальную цену договора или формулу определения цены договора и ее максимальное значение.

2. Расширится перечень закупок, сведения о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС. Добавятся следующие закупки:

3. Появится норма о ведомственном контроле. Этот вид контроля будут вправе проводить, например, органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих учреждений.

Проект Федерального закона N 821534-6 

Вернуться к новостям