Новости

Больше штрафов для заказчиков по Закону N 223-ФЗ: ФАС уже подготовила законопроект!

Линия консультацийИнформационная поддержка
В этом выпуске читайте: правительство установило, как будут проводить контрольные закупки в сфере обслуживания потребителей; президент подписал закон о процессуальной реформе.

1. Определен порядок выплат по госконтрактам для федеральных нужд

Правительство утвердило порядок расчета сумм, которые госзаказчики выплачивают после аванса. Порядок начнет действовать с 1 января 2019 года. Если в госконтракте нет этапов исполнения или они выполняются последовательно, оставшиеся после аванса выплаты будут определять как разницу между стоимостью поставленных товаров, выполненных работ или услуг и суммой выплаченного аванса. Для контрактов, в которых сроки выполнения этапов полностью или частично совпадают, выплаты после аванса будут рассчитывать иначе. Они не должны будут превышать разницу между стоимостью поставленных товаров, выполненных работ или услуг и произведением этой суммы и размера аванса в процентном выражении. В 2018 году такой порядок предусмотрен только для госконтрактов с казначейским сопровождением авансовых платежей.

Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1430

2. Крайний срок на получение энергосбытовыми компаниями лицензии предложили перенести на полтора года

Разрешение нужно будет получить не позднее 30 июня 2020 года. Со следующего дня энергосбытовая компания не сможет вести деятельность без лицензии. Такой проект правительство внесло в Госдуму. Напомним, тех, кто не выполнит указанное требование, оштрафуют. Размер санкции для должностных лиц составит от 200 тыс. до 250 тыс. руб., а для юрлиц — от 500 тыс. до 1 млн руб. В качестве альтернативного наказания к должностным лицам смогут применить дисквалификацию до 3 лет.

Проект Федерального закона N 597865-7 (внесен в Госдуму 29 ноября 2018 года)

3. Торговым сетям и поставщикам продуктов: два условия, которых не должно быть в договорах

Новый закон ограничивает возможности сетей перекладывать на поставщиков потери из-за вовремя непроданных товаров. Во-первых, нельзя договариваться о возмещении стоимости, возврате или замене качественных продтоваров, срок годности которых составляет не более 30 дней. Подобные условия допустимы для товаров с большим сроком годности, но только в том случае, если эти условия не были навязаны поставщику. Обратите внимание: описанные требования распространили на все торговые сети независимо от объема выручки. Во-вторых, нельзя включать в договор условие о возмещении расходов на утилизацию или уничтожение непроданных товаров. Запрещенных условий не должно быть в договорах, заключаемых с 9 декабря. Договоры, которые действуют сейчас или будут заключены до этой даты, нужно привести в соответствие новым правилам не позже 6 июня 2019 года.

Федеральный закон от 28.11.2018 N 446-ФЗ (вступает в силу 9 декабря 2018 года)

4. С 9 декабря ретейл и поставщики не смогут договариваться о возврате непроданных продуктов

Торговые сети и поставщики не смогут заключать договоры с условием о возврате непроданных скоропортящихся товаров. Нельзя будет договариваться о возмещении их стоимости или замене. Помимо этого будет запрещено возмещать расходы на утилизацию или уничтожение непроданных продуктов. Подробнее о новых требованиях и о том, как они применяются к действующим договорам, читайте в нашем материале.

Федеральный закон от 28.11.2018 N 446-ФЗ (вступает в силу 9 декабря 2018 года)

5. Больше штрафов для заказчиков по Закону N 223-ФЗ: ФАС уже подготовила законопроект

Проект разработан для того, чтобы заказчиков можно было привлечь к административной ответственности за нарушения правил, которые введены Законом N 505-ФЗ.Скорректируют существующие нормы и добавят еще 14 специальных штрафов, например за нарушения при заключении и оплате договора. Рассмотрим основные поправки.

Старые штрафы за новые нарушения

Новые штрафы

Назовем нарушения, за которые будут наказывать строже всего.

Два последних состава сформулированы в проекте так, что перекрывают друг друга в части сроков заключения договора. Полагаем, что в первом случае речь идет о сроках совершения отдельных действий в процессе оформления договора, например передачи проекта победителю, во втором — о предельном сроке заключения договора.

Контроль за заказчиками могут усилить

Планируют расширить перечень лиц, которые вправе выносить постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения в сфере закупок. В него войдут начальники отделов ФАС и УФАСов. В пояснительной записке в качестве одной из целей нововведения названо увеличение количества рассматриваемых дел.

Проект федерального закона (обсуждение завершится 5 декабря 2018 года)

6. Правительство установило, как будут проводить контрольные закупки в сфере обслуживания потребителей

С 1 декабря начнут действовать правила организации и проведения контрольных закупок при проверках в рамках Закона о защите прав юрлиц и ИП. Их будут проводить сотрудники Роспотребнадзора и органы контроля за алкогольным рынком. О закупке предупреждать не будут, документы перед ее началом не предъявят.

Читайте в нашем обзоре:

Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 N 1398

7. Президент подписал закон о процессуальной реформе

Закон вступит в силу со дня начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Решение о начале их деятельности примет Пленум ВС РФ. Он объявит об этом не позже 1 октября 2019 года.

Представителями в суде будут только профессионалы

Как в арбитражном, так и в гражданском процессе представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности. Требование не коснется, например, патентных поверенных по спорам об охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих в делах о банкротстве. В гражданском процессе профессиональный ценз обойдет стороной дела, которые рассматривают мировые судьи и районные суды. Кроме того, правило не затронет законных представителей. Например, гендиректору общества не потребуется специально получать юробразование или степень, чтобы представлять интересы своей компании в суде.

В иске нужно будет указывать больше информации об ответчике

Новое правило касается подачи иска в арбитражном и гражданском процессе.

Ответчик-гражданин: 

Один из следующих идентификаторов: СНИЛС; ИНН; серия и номер документа, удостоверяющего личность; регистрационный номер ИП; серия и номер водительского удостоверения; серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства

Ответчик-юрлицо:

В случае если при рассмотрении дела выяснится, что его должен рассматривать суд общей юрисдикции, арбитражный суд передаст дело в областной или равный ему суд того же субъекта РФ. Затем дело направят в СОЮ по подсудности. При ошибочной подаче иска в СОЮ дело передадут сразу в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено. Отметим, что понятия подведомственности дел арбитражным судам и СОЮ больше не будет. Останется лишь термин "подсудность".

Арбитражные суды будут рассматривать больше дел в упрощенном и приказном производстве

Чтобы суд рассмотрел в порядке упрощенного производства дело о взыскании денег, цена иска не должна будет превышать:

В гражданском процессе максимальные цены исков для рассмотрения дел в упрощенном порядке не изменятся.

Судебный приказ арбитражные суды будут выдавать по требованиям, цена которых не превысит 500 тыс. руб. Речь идет о требованиях, которые основаны:

Сейчас ограничение установлено на уровне 400 тыс. руб.

Выдавать взыскателям исполнительные листы будут в заявительном порядке

Такое правило установят в АПК РФ и ГПК РФ по аналогии с действующимположением КАС РФ. Ходатайство (в арбитражном процессе) или заявление (в гражданском процессе) не потребуется, если исполнительный лист нужен для взыскания денег в доход бюджета.

Изменится ряд процессуальных сроков

Это связано с созданием новых звеньев в судебной системе общей юрисдикции — самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов. Подробнее об особенностях работы данных судов мы расскажем в отдельном материале.

Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ (вступает в силу со дня начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции)

8. Появилась новая версия проекта закона о прямых смешанных перевозках: обзор основных положений

Минтранс с 2013 года пытается урегулировать прямые смешанные (комбинированные) перевозки отдельным законом. Однако ни один из проектов законом так и не стал. Рассмотрим основные моменты новой версии документа, которая появилась на сайте проектов НПА.

Как заключить соглашение об организации прямого смешанного сообщения

Прямая смешанная перевозка — это перевозка грузов, пассажиров разным транспортом по единому документу, который оформлен на весь путь следования. По проекту заинтересованная транспортная компания направляет предложение о присоединении всем участникам предполагаемого соглашения не меньше чем за месяц до планируемой даты присоединения. Информация об этом размещается на сайте транспортной компании. Порядок присоединения к соглашению должен быть прописан в нем самом.

Какие существенные условия должны быть в соглашении

В зависимости от вида перевозок (грузовые, пассажирские) в соглашении нужно будет указать следующие существенные условия:

Помимо этого в проекте есть и открытый перечень условий, которые должны быть прописаны в соглашении для перевозки грузов по каждому пункту перевалки. Например, места и сроки перевалки.

Как расторгнуть соглашение

Тот, кто захочет разорвать соглашение, должен будет уведомить другие транспортные организации за три месяца до предполагаемой даты выхода из соглашения. В течение этого времени компания должна работать с грузами и пассажирами, пока не выполнит обязательства по договорам, которые были заключены до прекращения соглашения. От ответственности проект ее тоже не освобождает.

Какая ответственность предусмотрена проектом

Кратко можно выделить следующие основные моменты, касающиеся ответственности:

Конечно, в проекте перечислены и обстоятельства, которые освобождают перевозчика от ответственности. Они довольно стандартны. Например, придется доказать, что ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей произошло из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить.

У юристов транспортных компаний будет больше работы

Проект выглядит довольно общим. В связи с этим основным негативным моментом представляется то, что транспортным организациям нужно будет разрабатывать и заключать объемные соглашения. В них придется включать много детальных положений, за которые сейчас, в частности, отвечает гл. XIV Кодекса внутреннего водного транспорта и гл. V Закона об Уставе железнодорожного транспорта, и которые утратят силу, если проект станет законом. Например, это правила передачи груза с одного вида транспорта на другой, порядок перевалки грузов и прочее. Другими словами, многое из того, что сейчас закреплено в указанных документах, нужно будет оговаривать соглашением. В представленном виде проект выглядит скорее формальным выполнением требования ГК РФ о том, что такой закон должен быть.

Проект федерального закона (публичное обсуждение завершается 14 декабря 2018 года)

 

Вернуться к новостям