Новости

МВД предложило новые санкции для тех, кто принимает на работу иностранцев без договоров

Линия консультацийИнформационная поддержка
В этом выпуске читайте: с сентября изменять Трудовой кодекс РФ можно только отдельными законами; разъяснения Минтруда по вопросам применения законодательства; Минтруд дал разъяснения по оценке соответствия технологических и производственных процессов

1. МВД предложило новые санкции для тех, кто принимает на работу иностранцев без договоров

Наказывать будут работодателей, которые не оформили трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем или лицом без гражданства.По проекту за такое нарушение компании грозит одна из следующих санкций:

Как отмечают авторы документа, сейчас в сфере миграционного законодательства нет ответственности за подобное нарушение.На данный момент работодателя можно лишь оштрафовать за уклонение от заключения трудового договора. Для юрлиц штраф составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Проект Федерального закона (публичное обсуждение завершается 25 сентября 2017 года)

2. С сентября изменять Трудовой кодекс РФ можно только отдельными законами

Поправки к ТК РФ нельзя будет включить в федеральные законы, которые изменяют другие законодательные акты, приостанавливают или прекращают их действие. Не получится спрятать поправки и в федеральных законах с самостоятельным предметом правового регулирования.По названию проекта, а потом и закона можно будет понять, что он касается изменений ТК РФ.Похожие правила действуют для поправок к НК РФ, ГК РФ, КоАП РФ.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 255-ФЗ (вступает в силу 1 сентября 2017 года)

3. Разъяснения Минтруда по вопросам применения законодательства

Порядок применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов.Пунктом 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ установлено, что местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. Перемещение работников в связи с изменением места дислокации объектов (участков) работы не является переводом на другую работу и не требует согласия работников.Кодексом не регламентирован порядок оформления перемещения. По нашему мнению, о перемещении работодатель уведомляет работника путем оформления приказа (распоряжения). С приказом (распоряжением) необходимо ознакомить работника под роспись. Срок уведомления Кодексом также не установлен.В то же время необходимо иметь в виду, что при перемещении работника не должны изменяться условия трудового договора (например, условия труда, оплата труда, режим работы, условие о материальной ответственности и другие). Изменение условий трудового договора, за исключением изменения трудовой функции, производится в порядке, установленном статьей 74 Кодекса.
Трудовым законодательством РФ не установлен порядок внесения исправлений в книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.С нашей точки зрения, допустимо вносить исправления в книги по учету бланков трудовой книжки и учету движения трудовых книжек по правилам, установленным для внесения исправлений в трудовую книжку. Трудовым договором работнику установлена неполная рабочая неделя. Правомерно ли закрепление в локальном нормативном акте работодателя положения, предусматривающего предоставление дополнительных оплачиваемых дней отпуска пропорционально отработанному времени?Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.Установление локальным нормативным актом работодателя условия о том, что продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день исчисляется пропорционально отработанному времени, с нашей точки зрения, не будет соответствовать нормам трудового законодательства Российской Федерации.
Порядок и сроки выплаты заработной платы установлены в статье 136 Кодекса.Частью 2 статьи 142 Кодекса в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работнику предоставлено право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.Приостановление работы не допускается в случаях, указанных в части 2 статьи 142 Кодекса.Приостановка работы означает прекращение выполнения работником своих трудовых обязанностей.При этом когда воспользоваться своим правом приостановки работы, работник решает самостоятельно.Трудовое законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на приостановление работы во время нахождения работника в командировке.Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу (часть 5 статья 142 Кодекса).
Определение термина "вакантная должность" трудовое законодательство не раскрывает. Под вакантной следует понимать не занятую (не замещенную) никем должность в организации.Согласно статье 282 Кодекса совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.Статьей 282 Кодекса установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме, за исключением гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений:предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;заявления - просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.В связи с многочисленными запросами в адрес Минтруда России о консультациях по вопросам применения норм трудового законодательства сообщаем, что значительную помощь в практической работе могут оказать комментарии к законодательству о труде, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, периодические издания, справочные правовые поисковые системы, в которых консультации по вопросам применения трудового законодательства дают ученые, юристы, а также специалисты федеральных органов исполнительной власти.Кроме того, информируем, что в соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, Федеральной службой по труду и занятости осуществляется информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Письмо Минтруда России от 18.08.2017 N 14-2/В-761

4. Вправе ли организация предусмотреть выплату для всех работников зарплаты за первую половину месяца в одинаковом размере?

Считаем, что работник имеет право на получение заработной платы за первую половину месяца пропорционально отработанному времени.При этом полагаем, что при определении размера выплаты заработной платы за первую половину месяца необходимо учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) (например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие).Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьями 152 и 153 ТК РФ), полагаем, осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц.По нашему мнению, уменьшение размера заработной платы за первую половину месяца при начислении может быть рассмотрено как дискриминация в сфере труда, ухудшение трудовых прав работников.

Письмо Минтруда России от 10.08.2017 N 14-1/В-725

5. Минтруд дал разъяснения по оценке соответствия технологических и производственных процессов требованиям безопасности и охраны труда

Абзацем первым статьи 215 ТК РФ предусмотрено, что машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.При этом статьей 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

Таким образом, требования к производственным процессам, связанным с требованиями к являющейся объектом технического регулирования конечной продукции, устанавливаются в рамках одного технического регламента.С учетом того, что технологические процессы, как правило, являются частью производственных процессов, оценка их соответствия требованиям технических регламентов, в том числе в части требований безопасности и охраны труда, осуществляется в рамках оценки соответствия процессов производства, связанных с требованиями к конечной продукции.Если к отдельным производственным процессам не установлены требования в соответствии с техническими регламентами, то оценка их соответствия требованиям безопасности и охраны труда может быть осуществлена в рамках системы менеджмента качества производства, сертификат которой удостоверяет соответствие выпускаемой продукции и производственных процессов установленным законодательством Российской Федерации требованиям к качеству, безопасности и охране труда.Кроме того, отдельные требования к организации и осуществлению технологических и производственных процессов содержатся в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состав которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". Содержащиеся в них требования к производственным и технологическим процессам подтверждению соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда не подлежат.

Письмо Минтруда России от 03.07.2017 N 15-2/ООГ-1866

6. Минтруд разъяснил как об обжаловать решения государственных инспекторов труда.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России не уполномочен давать разъяснения о законности требований государственной инспекции труда.В соответствии со статьей 359 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.Согласно статье 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.В соответствии с пунктом 113 Административного регламента исполнения федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 354н, жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности.Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем).Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) рассматриваются в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб.Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда - главным государственным инспектором труда Российской Федерации.Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы только в суде.

Письмо Минтруда России от 03.07.2017 N 15-2/ООГ-1866 

Вернуться к новостям