Новости

Обзор бухгалтерских новостей

КонсультантПлюсСправочно-правовая система

1. Налоговики: компенсацию работникам за обязательные медосмотры облагают взносами

Работодатель должен организовывать медосмотры за свой счет, направив сотрудников в медорганизацию. Компенсация расходов — нарушение трудового законодательства. Таких выплат нет в перечне необлагаемых, значит, взносы надо уплатить.

ФНС уже высказывала аналогичное мнение. Минфин считает так же.

Однако у судов есть иная позиция. К примеру, ВС РФ не стал пересматривать вывод: компенсацию взносами не облагают. Возмещение стоимости медосмотров не экономическая выгода работника.

Письмо ФНС России от 24.09.2021 N БС-4-11/13585


2. Электронная подпись в 2022 году: поправки прошли второе чтение

В отношении подписей от коммерческих удостоверяющих центров, которые прошли аккредитацию в 2021 году, предусмотрели следующее:

·       до 1 марта можно получить электронные подписи юрлиц и ИП на сотрудников, которые действуют по доверенности. Максимальный срок действия — до конца 2022 года. При заверке документов машиночитаемая доверенность не нужна (новые ч. 2.1, 2.4, 2.6, 2.7 ст. 3 Закона о поправках по электронным подписям);

·       подпись на ИП или директора организации можно использовать в течение всего срока действия, но не более чем до конца 2022 года (новые ч. 2.3, 2.7 ст. 3 Закона о поправках по электронным подписям).

Вступление в силу положений о машиночитаемых доверенностях переносят на 1 марта 2022 года (новая ч. 1 ст. 3 Закона о поправках по электронным подписям). К этому времени должны принять необходимые подзаконные акты, и можно будет применять такие доверенности в документообороте компаний.

Проект Федерального закона N 1137043-7


3. Минфин: для перехода с 2022 года на УСН доходы за 9 месяцев не должны превышать 123,3 млн руб.

Ведомство разъяснило, что к лимиту доходов за 9 месяцев текущего года нужно применить коэффициент-дефлятор 1,096, который установили на 2022 год. Получается, предельный доход для перехода со следующего года на УСН равен 123,3 млн руб. (112,5 млн руб. х 1,096).

Отметим, что в феврале Минфин сообщал о другом лимите для указанного перехода: 116,1 млн руб. Такая величина получается, если 112,5 млн руб. умножить на дефлятор 2021 года 1,032.

Письмо Минфина России от 26.11.2021 N 03-11-06/2/95943


4. Директора заменили на ИП-управляющего — суд выявил необоснованную налоговую выгоду

Организация заключила с ИП договор оказания услуг по управлению ею. Им оказался человек, который незадолго до этого работал ее директором. Он зарегистрировал ИП на УСН за несколько дней до заключения ГПД.

При выездной проверке налоговики посчитали, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Они предложили ей удержать и уплатить НДФЛ, доначислили взносы, пени и оштрафовали. Организация оспорила это решение.

Суд поддержал инспекцию. Он установил:

·       права и обязанности директора по трудовому договору и управляющего по ГПД идентичные. В последнем случае вознаграждение было в 1000 раз больше зарплаты директора. Оно составляло значительную долю в расходах и в несколько раз превышало чистую прибыль;

·       работа управляющего предполагала непрерывное личное участие. Он подчинялся ПВТР, снимал наличные в дни выплаты зарплаты;

·       вознаграждение ему платили систематически, а не по факту оказания услуг, не за их объем или результат. Суммы не могли быть меньше 10 тыс. руб., что сравнимо с зарплатой директора;

·       акты об оказании услуг не позволяли определить их вид и объем. В отчетах о результатах финансово-хозяйственной деятельности не было данных о договорах, которые заключили, или о работе, которую проделал управляющий;

·       условие договора о минимизации себестоимости не соблюдали. Изменение условий сделок с заказчиками, увеличение цены продукции не было связано с действиями управляющего;

·       в спорный период деятельность управляющего была для него основной. Услуги другим клиентам составляли 0,03%.

Суд пришел к выводу о том, что фактически это были трудовые отношения. Директора заменили управляющим, чтобы минимизировать налоговую нагрузку.

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.11.2021 по делу N А46-5115/2021


5. Аккредитация IT-компании: Минфин разъяснил, когда начинают применять льготу по налогу на прибыль

Пониженные ставки можно применять с периода, на отчетную дату которого есть выписка из реестра аккредитованных организаций. Конечно, если выполнили и другие условия.

Налоговую базу за предшествующие отчетные периоды учитывают отдельно. К ней льготные ставки не применяют.

Письмо Минфина России от 26.11.2021 N 03-03-06/1/95812


6. Декларация по налогу на прибыль: код 605 указывают для любых "коронавирусных" субсидий субъектам МСП

ФНС пояснила, что в отчетности по налогу на прибыль отражают код дохода 605 для субсидий из федерального или регионального бюджета (кроме средств на компенсацию процентных ставок), которые получил из-за COVID-19 малый и средний бизнес, а также социально-ориентированные некоммерческие организации. Такие доходы не нужно учитывать в базе в связи с недавними изменениями.

Напомним, прежняя редакция НК РФ предусматривала субсидии организациям, которые на 1 марта 2020 года включены в реестр субъектов МСП и заняты в пострадавших отраслях. Новый вариант нормы применяют к доходам, которые компании получили с 2021 года.

Письмо ФНС России от 10.12.2021 N СД-4-3/17285@


7. Организация может представить документы в суд, даже если не сделала этого при налоговой проверке

Компанию нельзя лишить права подавать в суд документы, которые подтверждают вычет. Это право не зависит от того, истребовали ли их налоговики. Суд обязан исследовать такие документы. АС Московского округа напомнил о данном подходе Конституционного суда.

Отметим, из позиции ВАС РФ следует, что суд сам решает, принимать документы, которые не представляли при проверке, или отказать в этом. Хотя суды часто принимали такие доказательства права на вычет, может встретиться и противоположный подход. Следовательно, надежнее представить все доказательства заранее.

Постановление АС Московского округа от 23.11.2021 по делу N А41-69561/2020


8. С 2022 года в случае нецелевого использования земельных участков будет прекращаться применение льготной налоговой ставки

В связи с изменениями законодательства органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление земельного контроля (надзора), будут ежегодно представлять в налоговые органы сведения о выданных предписаниях:

в связи с неиспользованием для сельхозпроизводства земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или в зонах сельхозиспользования;

в связи с использованием не по целевому назначению земельных участков, предназначенных для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования этих участков в предпринимательской деятельности.

В отношении таких земельных участков вместо льготной ставки, не превышающей 0,3%,  исчисление налога будет производиться по ставке для "прочих земель", не превышающей 1,5%, а также не будут применяться ограничения ежегодного десятипроцентного роста земельного налога.

Информация ФНС России от 16.12.2021 "С 2022 года применяется новый порядок налогообложения ряда земельных участков, не используемых по целевому назначению"

 

Вернуться к новостям