Новости

Обзор бухгалтерских новостей

КонсультантПлюсСправочно-правовая система

 1. Росстат ввел диапазоны, в рамках которых будет приниматься отчетность      

Росстат внес изменения в правила сдачи отчетности  – вместо фиксированной даты, ограничивающей срок предоставления информации, вводится диапазон, в рамках которого будет приниматься отчетность. Обращаем особое внимание на то, что респондент имеет возможность сдавать отчетность с первого до последнего дня временного интервала, указанного в форме статистического наблюдения. Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Приказ Росстата от 17 декабря 2021 г. № 925                                                          

 

2. С 1 января Росстат принимает только электронные отчеты

Подавать документы можно будет по ТКС или на электронном носителе. Нужно руководствоваться положением о сдаче статотчетности.

Напомним, еще с 30 декабря 2020 года статданные нужно было представлять в электронном виде. Исключение сделали для субъектов МСП. Однако органы статистики временно принимали бумажные отчеты и у других респондентов. С 1 января 2022 года они перестанут это делать.

Информация Росстата

 

3. Госдума рассмотрит проект о предварительных обеспечительных мерах при налоговых проверках

Руководитель инспекции либо его зам сможет накладывать предварительные обеспечительные меры после того, как составили акт камеральной проверки или вынесли решение о выездной. Речь идет о запрете отчуждать либо передавать в залог имущество организации либо ИП без согласия налоговиков.

Предполагают, что нововведения вступят в силу через год после опубликования и их будут применять только к отношениям, которые возникнут после этого (ст. 2 проекта).

Кого не коснутся новшества

Налоговики не смогут накладывать меры на тех налогоплательщиков, которые имеют право на заявительный порядок возмещения НДС по суммовому критерию или перешли на налоговый мониторинг (абз. 13–14 п. 4 ст. 1 проекта).

Кроме того, предварительные меры не будут применять, если у налогоплательщика отклонение от среднеотраслевой нагрузки (абз. 15–17 п. 4 ст. 1 проекта):

·  не больше 3 млн руб. либо 10% общей суммы налогов, сборов и взносов за период проверки;

·  не больше 1/12 общей суммы налогов, сборов и взносов за 3 календарных года до года, в котором вынесли решение о выездной проверке;

·  меньше 1/10 кадастровой стоимости недвижимости без залога на дату решения о выездной проверке.

Какое имущество может попасть под меры

Предлагают накладывать ограничения последовательно на такие группы имущества (абз. 2 п. 4 ст. 1 проекта):

·  недвижимость;

·  транспорт и предметы дизайна служебных помещений;

·  иное имущество, кроме ценных бумаг, готовой продукции, сырья и материалов;

·  ценные бумаги.

Отметим, что в рамках одной группы имущество можно заменить (абз. 20 п. 4 ст. 1 проекта).

Как посчитают сумму

Стоимость имущества, по которому могут принять меры, не должна быть больше отклонения от среднеотраслевой налоговой нагрузки (абз. 8 п. 4 ст. 1 проекта). Для этого посчитают положительную разницу между двумя суммами налогов, сборов и взносов:

·  исчисленную по среднеотраслевой налоговой нагрузке;

·  уплаченную в проверяемый период.

Есть ли альтернатива

По просьбе налогоплательщика предварительные обеспечительные меры инспекция может заменить (абз. 21–24 п. 4 ст. 1 проекта):

·  на банковскую гарантию;

·  залог ценных бумаг, обращающихся на рынке, или иного имущества;

·  поручительство третьего лица.

Что будет после проверки

Меры будут действовать все время проверки, а также в период, когда оформляют ее результаты и выносят решение (абз. 29 п. 4 ст. 1 проекта).

Если по итогам проверки недоимку не выявили или она меньше стоимости "заблокированного" имущества, решение об отмене примут не позднее дня, следующего за днем составления акта (абз. 31 п. 4 ст. 1 проекта). Если же недоимка оказалась больше, инспекция сможет принять дополнительные предварительные меры или просто обеспечительные меры.

Проект Федерального закона N 47595-8


4. ФНС направила обзор судебной практики за III квартал 2021 года

Выделим такие выводы:

·  здание относят к торговым центрам, если не менее 20% его общей площади используют под торговлю, даже если помещения принадлежат разным собственникам. Организации не удалось признать неконституционной норму НК РФ, по которой размер налога на имущество зависит от того, как используют помещения другие собственники. Она могла предвидеть размер налога, значит, ее права не нарушают;

·  неосторожность при выборе контрагента − основание уменьшить размер ответственности, но не отказать в возмещении убытков. Если стороны − участники одного нарушения, в возмещении могут отказать. Организация приняла к вычету НДС подрядчика, у которого не было ресурсов для выполнения работ. Инспекция оштрафовала ее, доначислила налог, пени. Суды трех инстанций не стали взыскивать убытки с контрагента. ВС РФ с ними не согласился. Подробнее см. новость;

·  то, что в ЕГРН не указали вид разрешенного использования земли "для размещения многоквартирного дома", не должно приводить к уплате земельного налога гражданами. Вид разрешенного использования участка был "под среднеэтажную жилую застройку". Дом на участке, который принадлежал одному физлицу, разделили на квартиры и продали. Сведения о них внесли в ЕГРН, но информацию об участке не поменяли. ВС РФ указал: физлица не должны платить налог с периода, в котором дом стал многоквартирным. Подробнее в обзоре.

Письмо ФНС России от 16.12.2021 N БВ-4-7/17685@


Вернуться к новостям