Новости

Обзор юридических новостей. Пятница

КонсультантПлюсСправочно-правовая система
Узнайте больше о рекомендациях Роспотребнадзора и других событиях недели.

1. Отраслевые рекомендации Роспотребнадзора по работе во время COVID-19 заменят на обязательные правила

Председатель правительства поручил Роспотребнадзору до конца ноября утвердить обязательные правила работы разных отраслей экономики во время пандемии. Ведомство сделает это на основе действующих метод рекомендаций. Проблема в том, что они не всегда и не везде соблюдаются, а процент заболеваемости коронавирусом по-прежнему высокий.

Напомним, такие рекомендации даны общепиту, производителям и перевозчикам пищевых продуктов, фитнес-клубам и бизнесу в некоторых других сферах.

Информация Правительства РФ от 24.11.2020


2. С 1 января туроператоры и турагенты будут работать по новым правилам

Правительство утвердило новые правила оказания услуг по реализации туристского продукта на ближайшие шесть лет. Большинство действующих правил сохранится, но с определенными изменениями.

Информация, которую нужно довести до потребителя

Конкретизировано, какую информацию о включении в реестр туроператоров, а также о страховании ответственности нужно довести до потребителей:

  • номер туроператора в едином федеральном реестре туроператоров;

  • номер, дату и срок действия банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора и размер финансового обеспечения по нему. Также необходимо будет указать наименование, адрес и место нахождения организации, с которой заключены указанные договоры.

Если оператор ведет деятельность в сфере выездного туризма, он должен довести до сведения потребителя информацию о членстве в соответствующем профессиональном объединении.

Информация о туристском продукте разделена на две категории: обязательная информация и сведения, которые доводятся только исходя из характера туристского продукта.

Обязательной является информация о потребительских свойствах туристского продукта и его общей цене в рублях.

Форма и содержание договора о реализации туристского продукта

В правилах продублированы положения Закона об основах туристской деятельности о возможности заключать договор в электронной форме.

Как и сейчас, в договоре о реализации туристского продукта должна быть информация о заключенном в пользу туриста договоре добровольного страхования или о его отсутствии. Отмечено, что страховка должна покрывать оплату первичного приема и госпитализации туриста.

В новых правилах установлено, что положение о минимальном сроке передачи документов туристу не действует, если договор заключен менее чем за 24 часа до начала путешествия.

Закреплено, что ответственность перед потребителями за неоказание или ненадлежащее оказание услуг по туристскому продукту, независимо от того, кто их оказывал или должен был оказать, несет туроператор.

Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1852


3. Минэкономразвития предлагает упростить для ПАО выкуп своих акций

Ведомство в рамках дорожной карты "Трансформации делового климата" подготовило проект изменений Закона об АО.

Публичные общества смогут выкупать собственные акции на биржевых торгах по текущей рыночной цене в режиме реального времени.

Сейчас общее собрание акционеров в решении о выкупе должно, в частности, заранее определить категории, количество покупаемых акций, их цену. После приобретения необходимо отчитаться о сделке.

Действующие нормы не позволяют регулировать цену в процессе выкупа, громоздкий порядок согласования ограничивает возможность ПАО конкурировать на рынке. Сходная упрощенная процедура временно введена для ПАО на 2020 год из-за пандемии.

Информация Минэкономразвития России от 24.11.2020


4. Проверки ФАС: проблемы в выборе способа закупки и другие сложности по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ

ФАС среди прочего указала: как быть заказчику, если виды работ из ЕГРЮЛ не соответствуют объекту закупки, на что обратить внимание при выборе способа закупки, какие требования заказчика обременят участников.

По Закону N 44-ФЗ

  • ОКВЭД не соответствовал объекту закупки

В ФАС пожаловались, что заказчик неправомерно заключил контракт с победителем: вид деятельности из ЕГРЮЛ не соответствует объекту закупки.

Контролеры указали: Закон N 44-ФЗ не требует, чтобы данные совпадали. Заказчик представил сведения в подтверждение того, что победитель соответствует условиям закупки.

  • В один лот объединили строительные работы разных объектов

Заказчик включил в один лот работы по строительству медицинского и образовательного центров. На каждый из объектов была отдельная проектная документация с положительным заключением госэкспертизы. Строительство предполагалось на одном земельном участке, под одним кадастровым номером.

Контролеры посчитали это нарушением: объекты и работы на них не связаны между собой. Это может ограничить конкуренцию.

  • Запутались в способах закупки

Контрольный орган указал, что заказчики часто выбирают не тот способ закупки, поскольку неправильно соотносят коды ОКПД2. Например, используют обобщенный код.

В одном случае заказчик закупал услуги по комплексному обслуживанию помещений. Он выбрал обобщенный код по ОКПД2, которого нет в аукционном перечне. В этой связи проводил открытый конкурс в электронной форме.

Контролеры выяснили, что в рамках контракта предусмотрены услуги с кодами из названного перечня. Значит их нужно было приобретать посредством электронного аукциона.

В другом случае заказчик закупал услуги по организации и проведению мероприятия. Он также выбрал обобщенный код по ОКПД2, которого не было в аукционном перечне. В качестве способа закупки был выбран открытый конкурс в электронной форме.

В техзадании установлены требования к товарам из аукционного перечня. Заказчик пояснил, что они нужны только для проведения мероприятия. После его окончания продукция в собственность заказчика не переходит, на балансовый учет не ставится. Выбор способа закупки признали правомерным.

  • Требовали конкретных показателей товара

Измененное положение о составе первой части заявки на участие в электронном аукционе, а также открытом конкурсе в электронной форме действует с начала 2020 года. Однако заказчики по-прежнему неправильно его применяют: требуют от участников конкретных показателей товаров вместо согласия.

Антимонопольный орган напомнил: конкретные показатели товара не нужны, если он используется при выполнении работ (оказании услуг). В этом случае требуется согласие на работы (услуги).

По Закону N 223-ФЗ

  • Требовали лишнего

В одном случае заказчик требовал, чтобы у участников были необходимые материально-технические ресурсы и подтверждающие документы на момент подачи заявки.

Контролеры посчитали это нарушением: наличие ресурсов и документов на момент подачи заявки не влияет на надлежащее исполнение договора. Победитель может привлечь такие ресурсы позже.

В другом случае заказчик среди прочего установил критерий оценки: участник закупки должен быть зарегистрирован в определенном реестре. В этом случае он получит максимальное количество баллов.

Контролеры признали это нарушением: реестр не является государственным. Участники должны зарегистрироваться в нем до конца срока подачи заявок. Однако они могут и не успеть это сделать, поскольку согласовать регистрацию нужно с администратором названного ресурса. Кроме того, при регистрации предусмотрена уплата техсбора.

  • Предусмотрели незаконное условие

В документации было установлено право заказчика отказаться от договора с единственным участником конкурентной закупки. Например, в связи с существенным изменением обстоятельств, на которые рассчитывал заказчик при объявлении конкурентного отбора.

Контролеры сочли это нарушением: по итогам конкурентной закупки заказчик обязан заключить договор, даже если подана только 1 заявка.

Ограничили конкуренцию

В одном случае в документации было установлено, что участвовать в закупке могут только производители товара или те, кто получил от него право поставки. Для этого требовались подтверждающие документы.

Контролеры с этим не согласились: для надлежащей поставки товара необязательно быть производителем или иметь договорные отношения с ним. Другим участникам закупки придется обращаться за подтверждающими документами до конца срока подачи заявок к производителю (дилеру, поставщику или его представителю). Однако те не обязаны давать их в этот срок. Участие в закупке зависит от третьих лиц.

Суды поддержали антимонопольный орган.

В другом случае поучаствовать в закупке могли только юрлица из перечня аккредитованных организаций, который утвердил заказчик.

Контролеры указали: квалифицированным участникам с разрешительными документами не обязательно быть в перечне заказчика. Нахождение в нем не значит, что договор будет исполнен надлежащим образом.

 

Вернуться к новостям