Новости

Обзор юридических новостей

КонсультантПлюсСправочно-правовая система

1. Депутаты в финальном чтении решили запретить банкам взимать с клиентов повышенные комиссии

По проекту с 1 июля банкам нельзя требовать от компаний, ИП и физлиц вносить повышенные комиссии за денежные переводы, связанные с изменением или расторжением, в частности, договора банковского счета. Комиссии не должны быть больше платежей за аналогичные операции при других условиях.

Правило хотят распространить и на отношения с клиентами, которые на 1 июля продолжают обслуживаться в банках по договорам, заключенным до этой даты.

Кроме того, кредитные организации и другие финкомпании не смогут обосновывать дополнительные или повышенные комиссии и подобные клиентские сборы борьбой с легализацией преступных доходов и т.п.

Поправки прошли третье чтение. Они должны исключить случаи, когда с клиентов взимают, в т.ч. заградительные комиссии. Некоторые банки их удерживают при расторжении договоров по антиотмывочному закону. Размер комиссий может достигать 30% от выводимых денег.


Проект Федерального закона N 886268-7


2. Запрашивать индексацию взысканных сумм будут по обновленной статье ГПК РФ — проект прошел Госдуму

Для индексации присужденных в гражданском процессе денег суд должен применять официальную статистику об индексе потребительских цен на товары и услуги в стране (с сайта Росстата). Суд обязан это делать, если иного не предусматривает закон или договор. Такие правила могут появиться в статье ГПК РФ об индексации.

Госдума приняла поправки в третьем чтении. Планируют, что они заработают через 10 дней после их опубликования в виде федерального закона.

Сейчас подобных норм в статье нет, поэтому она частично не соответствует Конституции. На данный факт еще в январе 2021 года указал КС РФ, когда рассмотрел дело по жалобе тех, кому отказали в индексации. Он постановил уточнить ГПК РФ, а до того, как поправки вступят в силу, велел судам использовать индекс потребительских цен Росстата. Это нужно делать, если должник и взыскатель не согласовали условия и размер индексации в договоре.

Когда изменения заработают, взыскатели и должники будут обращаться за индексацией по обновленным правилам Кодекса. Полагаем, суды уже точно не смогут отказывать в ней из-за отсутствия законодательного механизма индексации.


Проект Федерального закона N 1207285-7


3. Участникам ВЭД разъяснили, как применять антикризисные указы президента

Банк России рассмотрел нюансы исполнения указов Президента РФ N 79 и 95 от 2022 года. Отметим такие разъяснения:

продавать часть валютной выручки нужно по всем внешнеторговым договорам, по которым нерезидентам передают товары, выполняют для них работы, оказывают им услуги и т.д. Постановка контракта на учет не имеет значения. Правило касается всех иностранных валют;

можно выбрать любой законный способ обязательной продажи: уполномоченному банку (УБ), где обслуживается участник внешнеэкономической деятельности, другому УБ или покупателю на организованных торгах;

УБ должны следить, соблюдают ли резиденты требование продавать часть валютной выручки. Банкам следует передавать сведения о нарушениях органам валютного контроля;

может возникнуть ситуация, когда российский должник исполняет обязательство по президентскому временному порядку, а иностранный кредитор признает это дефолтом. В данном случае отечественному кредитору нельзя считать такое признание основанием применить условие о кросс-дефолте по иным обязательствам должника.


Официальное разъяснение Банка России от 04.04.2022 N 3-ОР


4. ФТС России информирует о мерах, направленных на упрощение ввоза многокомпонентного оборудования, перемещаемого через таможенную границу различными товарными партиями в течение длительного периода времени

Речь идет о следующих мерах:

участникам внешнеэкономической деятельности предоставляется право на 6 лет ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок;

установлена возможность изменения решения о классификации в случае необходимости помещения товара под иную таможенную процедуру;

расширен перечень форматов документов, а также установлены особенности формирования документов, прилагаемых к заявлению и представляемых в таможенный орган в электронном виде;

сокращен до 55 рабочих дней срок рассмотрения заявлений, поданных в электронном виде;

установлена возможность до конца 2022 года осуществлять таможенное декларирование отдельных частей компонентов товара (комплектующих) без внесения изменений в выданное ФТС России классификационное решение и без применения мер по минимизации рисков.


Информация ФТС России от 07.04.2022 "Информация о принятых мерах для поддержки бизнеса в отношении ввоза многокомпонентного технологического оборудования"


5. Экспертами Росреестра подготовлены ответы на наиболее популярные вопросы граждан о процедуре регистрации гаражей

Также сообщается, что Росреестр разработал методические рекомендации о реализации "гаражной амнистии" - "Как оформить гараж?".

В документе собрана полезная информация о том, как воспользоваться "гаражной амнистией", приводятся полезные советы, разъясняется, на какие конкретно случаи распространяется действие Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("О гаражной амнистии"), какие потребуются документы, а также представлены их образцы.


Информация Росреестра от 07.04.2022 "Гаражная амнистия": Росреестр ответил на популярные вопросы граждан"


6. В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за исполнение санкций на территории РФ

Часть вторую статьи 201 Уголовного кодекса РФ "Злоупотребление полномочиями" предлагается дополнить положением о деянии, совершенном в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против РФ.

Санкция части второй указанной статьи предполагает, что такое деяние будет наказываться штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


Проект Федерального закона N 102053-8 "О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации"




 

Вернуться к новостям