1. Депутаты в финальном чтении решили запретить банкам взимать с клиентов повышенные комиссии
По проекту с 1 июля банкам нельзя требовать от компаний, ИП и физлиц вносить повышенные комиссии за денежные переводы, связанные с изменением или расторжением, в частности, договора банковского счета. Комиссии не должны быть больше платежей за аналогичные операции при других условиях.
Правило хотят распространить и на отношения с клиентами, которые на 1 июля продолжают обслуживаться в банках по договорам, заключенным до этой даты.
Кроме того, кредитные организации и другие финкомпании не смогут обосновывать дополнительные или повышенные комиссии и подобные клиентские сборы борьбой с легализацией преступных доходов и т.п.
Поправки прошли третье чтение. Они должны исключить случаи, когда с клиентов взимают, в т.ч. заградительные комиссии. Некоторые банки их удерживают при расторжении договоров по антиотмывочному закону. Размер комиссий может достигать 30% от выводимых денег.
Проект Федерального закона N 886268-7
2. Запрашивать индексацию взысканных сумм будут по обновленной статье ГПК РФ — проект прошел Госдуму
Для индексации присужденных в гражданском процессе денег суд должен применять официальную статистику об индексе потребительских цен на товары и услуги в стране (с сайта Росстата). Суд обязан это делать, если иного не предусматривает закон или договор. Такие правила могут появиться в статье ГПК РФ об индексации.
Госдума приняла поправки в третьем чтении. Планируют, что они заработают через 10 дней после их опубликования в виде федерального закона.
Сейчас подобных норм в статье нет, поэтому она частично не соответствует Конституции. На данный факт еще в январе 2021 года указал КС РФ, когда рассмотрел дело по жалобе тех, кому отказали в индексации. Он постановил уточнить ГПК РФ, а до того, как поправки вступят в силу, велел судам использовать индекс потребительских цен Росстата. Это нужно делать, если должник и взыскатель не согласовали условия и размер индексации в договоре.
Когда изменения заработают, взыскатели и должники будут обращаться за индексацией по обновленным правилам Кодекса. Полагаем, суды уже точно не смогут отказывать в ней из-за отсутствия законодательного механизма индексации.
Проект Федерального закона N 1207285-7
3. Участникам ВЭД разъяснили, как применять антикризисные указы президента
Банк России рассмотрел нюансы исполнения указов Президента РФ N 79 и 95 от 2022 года. Отметим такие разъяснения:
• продавать часть валютной выручки нужно по всем внешнеторговым договорам, по которым нерезидентам передают товары, выполняют для них работы, оказывают им услуги и т.д. Постановка контракта на учет не имеет значения. Правило касается всех иностранных валют;
• можно выбрать любой законный способ обязательной продажи: уполномоченному банку (УБ), где обслуживается участник внешнеэкономической деятельности, другому УБ или покупателю на организованных торгах;
• УБ должны следить, соблюдают ли резиденты требование продавать часть валютной выручки. Банкам следует передавать сведения о нарушениях органам валютного контроля;
• может возникнуть ситуация, когда российский должник исполняет обязательство по президентскому временному порядку, а иностранный кредитор признает это дефолтом. В данном случае отечественному кредитору нельзя считать такое признание основанием применить условие о кросс-дефолте по иным обязательствам должника.
Официальное разъяснение Банка России от 04.04.2022 N 3-ОР
4. ФТС России информирует о мерах, направленных на упрощение ввоза многокомпонентного оборудования, перемещаемого через таможенную границу различными товарными партиями в течение длительного периода времени
Речь идет о следующих мерах:
участникам внешнеэкономической деятельности предоставляется право на 6 лет ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок;
установлена возможность изменения решения о классификации в случае необходимости помещения товара под иную таможенную процедуру;
расширен перечень форматов документов, а также установлены особенности формирования документов, прилагаемых к заявлению и представляемых в таможенный орган в электронном виде;
сокращен до 55 рабочих дней срок рассмотрения заявлений, поданных в электронном виде;
установлена возможность до конца 2022 года осуществлять таможенное декларирование отдельных частей компонентов товара (комплектующих) без внесения изменений в выданное ФТС России классификационное решение и без применения мер по минимизации рисков.
5. Экспертами Росреестра подготовлены ответы на наиболее популярные вопросы граждан о процедуре регистрации гаражей
Также сообщается, что Росреестр разработал методические рекомендации о реализации "гаражной амнистии" - "Как оформить гараж?".
В документе собрана полезная информация о том, как воспользоваться "гаражной амнистией", приводятся полезные советы, разъясняется, на какие конкретно случаи распространяется действие Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ("О гаражной амнистии"), какие потребуются документы, а также представлены их образцы.
6. В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за исполнение санкций на территории РФ
Часть вторую статьи 201 Уголовного кодекса РФ "Злоупотребление полномочиями" предлагается дополнить положением о деянии, совершенном в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против РФ.
Санкция части второй указанной статьи предполагает, что такое деяние будет наказываться штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.