Новости

Отвечают эксперты

КонсультантПлюсСправочно-правовая система
Ответы подготовлены нашими экспертами по самым актуальным темам в сферах бизнеса и бухгалтерии

1.       Вопрос:

Организация заключает гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, проживающим за пределами территории РФ (В РФ не въезжал и въезжать не будет). У иностранного гражданина открыт счет в российском банке. Можно ли перечилять ему вознаграждение по договору в рублях на счет в российском банке?

 

Ответ подготовлен с использованием справочно-правовой системы КонсультантПлюс:

 

Да, возможно. С точки зрения валютного законодательства такой договор - между резидентом и нерезидентом, будет являться внешнеэкономической сделкой, и валютный контроль затрагивает в той или иной степени все внешнеэкономические договоры. С нерезидентами российская компания вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Вознаграждение может выплачиваться как в рублях, так и в иностранной валюте (п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).

В банках регистрируют контракты, сумма которых превышает установленный законами предел, - для импортных контрактов это 3 млн. рублей.

 Расчеты по контракту должны проходить через счета в том банке, который принял его на обслуживание (поставил контракт на учет). Если сумма услуг или работ по договору не превышает 200 тысяч рублей, то валютный контроль может не требовать копий документов.

В случае если у иностранного исполнителя открыт счет в российском банке, расчеты должны производиться в рублях, расчетный счет иностранного гражданина должен начинаться с цифр 40820. Реквизит "Назначение платежа" заполняется с учетом требований, установленных п. 2.13 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 N 181-И, а именно необходимо указать код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к этой Инструкции – при оплате оказанных услуг код 21200. В назначении платежа нужно необходимо указать номер и дату договора ГПХ.


Готовое решение: Представление сведений о валютных операциях и подтверждающих документов в банк для валютного контроля (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Порядок представления сведений в банк зависит от суммы контракта. Сумма контракта в валюте пересчитывается в рублевый эквивалент по курсу Банка России на дату заключения контракта или на дату его последнего изменения (дополнения), меняющего сумму контракта (п. 2.7 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).

Если сумма контракта не превышает 200 тыс. руб., то сообщите в банк только код вида операции, соответствующий наименованию вида операции:

1)    при списании рублей с вашего расчетного счета по контракту с нерезидентом. В этом случае код вида операции надо указать в расчетном документе, представляемом в банк (п. п. 2.13, 2.15 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).

Если сумма контракта в эквиваленте более 200 тыс. руб., но менее: 3 млн руб. - для импортного контракта или кредитного договора; 6 млн руб. - для экспортного контракта, то представляйте документы, связанные с проведением валютных операций, по согласованию с банком:

1)    при списании рублей с вашего расчетного счета по контракту с нерезидентом - одновременно с платежным поручением на перевод рублей в пользу нерезидента (п. 2.10 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).

Для для контрактов на импорт товаров, работ, услуг или кредитных договоров на сумму 3 млн руб. и более предусмотрена процедура учета контракта (кредитного договора) в уполномоченном банке (п. п. 4.2, 5.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).


Статья: Перевод денежных средств в белорусскую гостиницу: оформление платежного поручения (Позняк В.С.) ("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2020, N 3) {КонсультантПлюс}

Реквизит "Назначение платежа" заполняется с учетом требований, установленных п. 2.13 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 N 181-И ("О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления").

В нем перед текстовой частью должен содержаться код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к этой Инструкции, а также сведениям в представленных резидентом документах, связанных с проведением операций.

Информация о коде вида операции должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид: {VO<код вида операции>}. Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются. Символ "VO" состоит из прописных латинских букв (например, {V011100}).

Поскольку ООО не является резидентом РФ, его деятельность по оказанию услуг на территории РФ является внешнеторговой. При перечислении ему денежных средств используется код 21100 (при предварительной оплате) или 21200 (при оплате оказанных услуг).

 

 

2.       Вопрос:

ИП на усн доходы -расходы, заключила договор аренды офиса для того,что бы в будущем установить кассу и зарегистрировать ее. Нужно ли договор на аренду офиса регистрировать в налоговой? И как это сделать?

 

Ответ подготовлен с использованием справочно-правовой системы КонсультантПлюс:

 

Представление при регистрации контрольно-кассовой техники договора аренды (субаренды) помещения не предусмотрено.

Налоговые органы не вправе требовать иные или же дополнительные документы при регистрации ККТ, поскольку перечень необходимых документов является закрытым и расширению не подлежит. На это указывает Письмо Минфина России от 11 августа 2009 г. N 03-01-15/8-406. Аналогичное мнение выражают и столичные налоговики: Письма УФНС России по г. Москве от 22 апреля 2011 г. N 17-26/039587, от 12 августа 2010 г. N 17-15/085378.

 

Пунктом 2 ст. 4.2 Федерального закона N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, содержащиеся в заявлении о регистрации ККТ, в том числе адрес и место установки (применения) контрольно-кассовой техники. В соответствии с п. 1 ст. 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом) (Письмо Минфина России от 02.12.2016 N 03-01-15/71646).

Для регистрации ККТ  необходимо заявление. В процессе регистрации, после того как вы подадите заявление и получите регистрационный номер ККТ, потребуется представить отчет о регистрации ККТ (п. п. 1, 3 ст. 4.2 Закона о применении ККТ).

ФНС России выпустила памятку для налогоплательщиков по переходу на новый порядок применения ККТ (Приложение N 5 к Инструкции для сотрудников налоговых органов по новому порядку применения контрольно-кассовой техники в целях обеспечения комфортных условий для перехода организаций и индивидуальных предпринимателей в рамках второго этапа реформы, утвержденной Письмом ФНС России от 03.04.2018 N ММВ-20-20/33@).

Согласно разъяснениям налоговых органов в случае поступления информации от пользователей ККТ об отсутствии в ГАР сведений (или несоответствия сведений) об адресах, соответствующих адресам мест установки ККТ, подлежащей регистрации (перерегистрации), территориальные налоговые органы должны проверить данный факт путем сверки документально подтвержденных сведений об адресе места установки ККТ (например, договора аренды, справки из БТИ, документов на право собственности и других документов), представленных пользователем ККТ, со сведениями, содержащимися в ГАР (Письмо от 02.12.2016 N 03-01-15/71646).

При подтверждении информации об отсутствии сведений об адресе, соответствующем адресу места установки ККТ, налоговые органы должны инициировать работу по внесению изменений в ГАР.

 

Таким образом, при регистрации ККМ договор аренды предоставлять в ИНФС обязанности нет. Надо предоставить договор, только если адрес указанный в заявлении в ГАР отсутствует и ИФНС инициируют работу по внесению изменений в ГАР.


Как зарегистрировать онлайн-кассу

Заключите договор с оператором фискальных данных. Список операторов есть на сайте ФНС.

Подайте заявление о регистрации через личный кабинет в разделе "Учет контрольно-кассовой техники" (ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ, п. 8 Порядка ведения кабинета ККТ).

Заполнив обязательные поля заявления, кликните "Просмотреть" и проверьте правильность внесенных данных. Если все верно, подпишите заявление ЭЦП и отправьте.

ФНС разместит в вашем личном кабинете регистрационный номер кассы. Не позднее следующего рабочего дня сформируйте на ККТ отчет о регистрации и передайте сведения из него в налоговую. Для этого введите в фискальный накопитель запрашиваемые устройством сведения и распечатайте на кассе чек-отчет. Затем в личном кабинете в разделе "Учет контрольно-кассовой техники" кликните на регистрационный номер. В появившемся окне нажмите "Завершить регистрацию". В новом окне внесите сведения из распечатанного чека-отчета и нажмите "Подписать и отправить".

Карточку о регистрации кассы ИФНС разместит в личном кабинете (ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).

Зарегистрируйте онлайн-кассу в личном кабинете на сайте оператора фискальных данных. Сделайте тестовую продажу и проверьте отправку чека в личном кабинете оператора.

Заявление о регистрации можно подать и лично на бумаге.

{Типовая ситуация: Как зарегистрировать онлайн-кассу (Издательство "Главная книга", 2021) {КонсультантПлюс}}

 

3.       Вопрос:

Как правильно документально оформить возмещение расходов на медицинские услуги сотруднику?

 

Ответ подготовлен с использованием справочно-правовой системы КонсультантПлюс:

 

Работник должен предоставить работодателю письменное заявление о компенсации расходов и приложить документы, подтверждающие эти расходы – договор с медицинским учреждением, чеки по оплате услуг, могут быть -  выписки банка, справки о лечении, выписки из амбулаторной карты, акт об оказанных услугах. По документам должно быть видно, что оплата произведена данным сотрудником, и именно за услуги по договору с медицинской организацией.

Законодательно такой список подтверждающих документов не установлен.


Вопрос: Каков порядок налогообложения компенсации работодателем расходов на лечение работникам? (Консультация эксперта, ФНС России, 2021) {КонсультантПлюс}

Документальное оформление компенсации расходов на лечение работникам

Решение о выплате компенсации за лечение должно быть прописано в локальном нормативном акте или в коллективном договоре. Вид документа, в котором закрепляются положения о компенсации, не имеет принципиального значения.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации (ч. 1 ст. 40 ТК РФ).

В коллективный договор могут включаться обязательства работодателя по вопросу выплаты компенсаций работникам. Также в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (например, установить, что компенсация расходов на лечение будет производиться работникам, имеющим несовершеннолетних детей) (ст. 41 ТК РФ).

При этом действие коллективного договора распространяется на всех работников организации (ч. 3 ст. 43 ТК РФ). В связи с этим локальным нормативным актом (приказом, распоряжением) и/или в коллективном договоре необходимо предусмотреть перечень группы работников (установить их критерии), которым планируется компенсировать лечение.

Что касается положений, включаемых в локальные документы, они носят индивидуальный характер по отношению к конкретной организации. Так, можно предусмотреть критерии лиц, вид медицинского вмешательства, размер компенсации (полная, частичная), порядок компенсации и обращения за такой компенсацией, периодичность компенсации и ограничения (например, непредставление подтверждающих документов в установленный срок) и др. Отсутствие какого-либо положения не является критичным, кроме того, все варианты предусмотреть невозможно.

Оплата может быть осуществлена напрямую медицинской организации в безналичном порядке и в результате последующей компенсации расходов работнику (в наличной либо безналичной форме).

Для того чтобы не было претензий со стороны проверяющих в части произведенных выплат, они должны быть оформлены документально. Основываясь на положениях коллективного договора, рекомендуется издать отдельный приказ (распоряжение) в отношении конкретной выплаты в пользу работника. Соответственно, основанием для такого документа будет являться заявление лица с приложением документов (договора, чеков, выписки банка, справки о лечении, выписки из амбулаторной карты, акта об оказанных услугах и др.), подтверждающих произведенные расходы, либо счет медицинской организации, когда оплата осуществляется напрямую.

Важно своевременно получить такие документы, поскольку именно они будут подтверждать правомерность производимых расходов в интересах работника. При этом платежным документом, свидетельствующим об оплате, является кассовый чек (при наличной оплате услуг) либо выписка банка или платежное поручение с отметкой об исполнении (при безналичной оплате услуг). Кроме того, из документов должно быть видно, кто производит оплату медицинской организации, в интересах кого и за какие услуги.

 

Вернуться к новостям