Новости

Отвечают эксперты

КонсультантПлюсСправочно-правовая система

1. Вопрос:Акционерное общество до 2022 года формировало резерв по отпускам в бухгалтерском учете, т.к. его отчетность подлежала обязательному аудиту. В 2022 году производилось списание расходов на отпуска за счет сформированного по состоянию на 31.12.21 резерва. Т.к. отчетность АО за 2022 год перестала подлежать обязательному аудиту, может ли АО отказаться от формирования этого резерва и не начислять его по состоянию на 31.12.2022? Как списать остаток неиспользованного по состоянию на 31.12.2022 резерва?


Ответ подготовлен с использованием справочно-правовой системы КонсультантПлюс: 


Для всех организаций все бухгалтерские резервы обязательны. Но малые предприятия, которые могут вести упрощенный бухучет, обязаны создавать только резерв по сомнительным долгам (п. 3 ПБУ 8/2010, п. 19 ПБУ 19/02, п. 32 ФСБУ 5/2019).

В налоговом учете можно создавать резервы по сомнительным долгам, на оплату отпусков, на ремонт ОС, на гарантийный ремонт и на НИОКР. Их создание - ваше право, а не обязанность. Поэтому решение о создании резерва зафиксируйте в учетной политике.


В конце года проводят инвентаризацию оценочного обязательства (п. 23 ПБУ 8/2010, разд. V Рекомендации Р-23/2011 КпР "Оценочные обязательства по расчетам с работниками").

По результатам инвентаризации в бухгалтерском учете оценочные обязательства могут быть:

увеличены, если величина оценочных обязательств по оплате отпусков, определенная на конец отчетного года, больше величины, отраженной в бухучете. Сумму разницы относят на те же счета бухгалтерского учета, на которых учитывается заработная плата работников, по которым оценочное обязательство увеличивается (пп. "а" п. 23 ПБУ 8/2010, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01);

сторнированы на разницу между действительной суммой обязательства, определенной по результатам инвентаризации, и суммой, отраженной в учете, если на промежуточные отчетные даты организация рассчитывала оценочное обязательство упрощенными методами (разд. V Рекомендации Р-23/2011 КпР "Оценочные обязательства по расчетам с работниками");

уменьшены с включением избыточных сумм в прочие доходы, если величина оценочного обязательства на промежуточные отчетные даты определялась персонифицировано по каждому работнику (пп. "б" п. 23 ПБУ 8/2010).

Приказ о создании резерва на оплату отпусков составлять не нужно. Это объясняется тем, что по умолчанию резерв должен быть образован. А вот тем организациям, которые вправе применять упрощенные способы, решение не применять ПБУ 8/2010 и не создавать оценочное обязательство нужно будет закрепить в учетной политике.


Таким образом, оценочные обязательства по оплате отпусков обязаны создавать все организации, за исключением тех, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ПБУ 8/2010, п. 20 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

________________________________________

2. Вопрос: Отвечают ли солидарно за причинение ущерба имуществу пострадавшего в ДТП (в результате дтп причинен вред только имуществу), собственник автомобиля и лицо управлявшее автомобилем (виновник ДТП)?


Ответ подготовлен с использованием справочно-правовой системы КонсультантПлюс: 

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). ст. 1079, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) {КонсультантПлюс}.

Для возложения солидарной ответственности необходимо установление факта совместных действий сопричинителей вреда.

________________________________________

3. Вопрос:Могут ли собственники помещений жилого дома при проведении общего собрания поставить на обсуждение вопрос о понижении тарифа ниже регионального уровня на выполнение работ по текущему ремонту общего имущества в размере 0,2 р/м?


Ответ подготовлен с использованием справочно-правовой системы КонсультантПлюс: 

Могут, запрета на установление общим собранием собственников МКД тарифа ниже регионального нет.

________________________________________

Ситуация: Как устанавливаются тарифы на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах? ("Электронный журнал "Азбука права", 2023) {КонсультантПлюс}

Установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД

Порядок определения размера платы за содержание жилого помещения (в том числе платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД) зависит от способа управления МКД (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Так, если в МКД не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный или иной специализированный кооператив (далее соответственно - ТСЖ, ЖК), размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на срок не менее года решением общего собрания собственников помещений в МКД. При управлении МКД управляющей организацией решение принимается с учетом предложений управляющей организации, в которых должен содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ; п. 31 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Установление управляющей организацией платы за оказываемые услуги без соответствующего решения общего собрания собственников помещений МКД является незаконным (п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022).

При непосредственном управлении МКД собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения должен соответствовать размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги (выполняющими работы) на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений (п. 32 Правил N 491).

Размер обязательных платежей (взносов), связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для членов ТСЖ или ЖК, а также для собственников помещений МКД, не являющихся членами указанных организаций, определяется органами управления ТСЖ (ЖК) на основе утвержденной сметы доходов и расходов на соответствующий год (ч. 8 ст. 156 ЖК РФ; п. 33 Правил N 491).

Если собственники помещений в МКД не приняли решение о выборе способа управления МКД либо решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, размер указанной платы устанавливается органами местного самоуправления (органом государственной власти субъекта РФ - в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) (ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ; п. п. 34, 36 Правил N 491).

Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений устанавливается органами местного самоуправления (органом государственной власти субъекта РФ - в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).

________________________________________

 

Вернуться к новостям