Новости

Штраф страшнее конфискации

Игорь КазаковВедущий юрисконсульт ООО «Экспертный Консалтинг»
О том, что административный штраф – это одна из самых чувствительных мер для нарушителей таможенных правил, говорить не приходится, особенно если его размер исчисляется в зависимости от рыночной стоимости предмета правонарушения.

Вопрос о том, в зависимости от какой стоимости исчислять подобные штрафы, уже давно поднимается участниками ВЭД и простыми гражданами, сталкивающимися с процедурами прохождения таможенного контроля. Главным образом это связано с тем, что изначально исчисление административного штрафа из расчета рыночной стоимости товара - это наложение на правонарушителей чрезмерной финансовой ответственности, поскольку рыночная стоимость включает в себя не только фактически затраченные участником ВЭД средства на приобретение товара и перемещение его через таможенную границу, но также и возможные расходы на последующую реализацию товара и возможно полученную от этого прибыль.

Первоначально, постановлением от 13.07.2010 № 15-П Конституционный Суд РФ разделил в этом вопросе участников ВЭД и простых граждан, для которых было определено, что  административный штраф должен рассчитываться относительно стоимости ввозимых товаров, рассчитываемой исходя из цены, фактически уплаченной или подлежавшей уплате при их приобретении декларантом за пределами РФ.

Конституционный суд РФ признал, что требование о декларировании ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, в том числе для личного использования, обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые исчисляются, исходя из заявленной таможенной стоимости этих товаров, отражающей затраты декларанта на их приобретение. Соответственно, в системе действующего правового регулирования порядка декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, и ответственности за его нарушение критерием оценки вреда, причиняемого недекларированием или недостоверным декларированием (чтобы установить, имело ли место преступление или административное правонарушение) выступает именно таможенная стоимость ввозимых товаров, рассчитываемая исходя из цены, фактически уплаченной или подлежавшей уплате при их приобретении декларантом за пределами РФ.

В то же время постановлением  от 26.11.2012 № 28-ПКонституционный Суд РФ для юридических лиц и предпринимателей оставил прежний порядок определения стоимости изъятых вещей, предусмотренный ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ.
Говорить о логичности такого решения Конституционного суда не приходится. Так, некоторые судьи в особых мнениях отметили, что в ходе разбирательства не был выяснен вопрос, что больше вредит интересам России - незаконный потребительский ввоз, объем и последствия которого нельзя недооценивать, или такой же ввоз товаров для прочих целей. Тем более не доказано превосходство личного потребления над производством и торговлей. Конституция не ставит потребление на вершину ценностей и не позволяет делать для него в правоприменительной практике преимущества, не основанные на законе.

Фактически предпочтение, оказываемое личному потреблению перед предпринимательством, обусловлено, в частности предубеждением к торговле и производству, где предпринимательству приписывают заведомо неправедные богатства и нечестные намерения, считая возможным на этом основании отказать его субъектам в предсказуемости относящихся к ним правоограничений, в том числе наказаний. В предубеждении же можно порицать и личное потребление, осуждая в нем потребительство, как в предпринимательстве осуждают стяжательство.

При этом никто не учитывает, что на практике, многие физические лица, перемещающие товары с нарушением таможенных правил, делали это не для личных целей, а для коммерческих.

Также остается вопрос, почему Конституционный Суд при вынесении такого постановления не задумался о том, что такой порядок определения стоимости предмета правонарушения также нарушает принцип равноправия. Подобный порядок фактически ставит экспортеров в преимущественное положение перед импортерами. Поскольку в случае экспорта – рыночная стоимость - это фактически затраченные средства участником ВЭД на приобретения товара на территории РФ, без учета расходов на вывоз товара и возможной прибыли от продажи данного товара за рубежом. Тогда как при импорте включаются все вышеописанные расходы и возможная прибыль.

Наиболее логичным при определении стоимости предмета правонарушения было бы использование таможенной стоимости. Однако никуда от принятых решений уже не деться, потому участники ВЭД, в случае привлечения их к административной ответственности, должны понимать порядок расчета стоимости предмета правонарушения, относительно который по некоторым составам административных правонарушений в сфере таможенного дела будет исчисляться административный штраф. С учетом степени вины участника ВЭД, его финансового положения и возможных негативных последствий, иногда верным решением может стать ходатайство о применении в отношении компании в виде наказания конфискации предмета административного правонарушения, а не административного штрафа.

Защиту законных прав и интересов участников ВЭД при их привлечении к административной ответственности целесообразно доверить профессиональным юристам, специализирующимся в сфере административного и таможенного права, поскольку обстоятельства каждого конкретного дела индивидуальны, и только знание действующего законодательства, правоприменительной практики и наличие практического судебного опыта приводит к желаемому результату.
 

Вернуться к новостям