Блог

Реформа контроля и надзора

Депутаты приняли проект, который изменит правила государственного и муниципального контроля. Основная цель: дать компаниям и ИП больше взаимодействия с органами.

С 1 июля 2021 года начала действовать новая реформа. Она не распространяется на налоговый, валютный и таможенный контроль.

Как будет производиться взаимодействие?

Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна (ч. 1 и 4 ст. 21, а также ч. 9 ст. 98 Проекта).

Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля (ч. 6 и 7 ст. 21, а также ч. 10 ст. 98 Проекта).

Планируется предусмотреть, что подать жалобу в досудебном порядке можно будет только в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичные региональные порталы. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы (ч. 1 ст. 40 и ч. 7 ст. 43 Проекта).

Профилактика нарушений

Проект закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным (ч. 1 ст. 8 Проекта). Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:

  • меры стимулирования добросовестности — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования (ст. 48 Проекта);
  • самообследование — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований (ст. 51 Проекта). Отметим, что по итогам второго чтения из проекта убрали правило об освобождении от плановых контрольно-надзорных мероприятий в течение срока действия декларации;
  • профилактический визит — беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их (ст. 52 Проекта).



Независимая оценка соблюдения обязательных требований

По проекту федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эту оценку будут проводить независимые аккредитованные организации (ст. 54 Проекта).

Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.

Помимо этого, можно будет избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом СРО (ст. 55 Проекта). Для этого должен быть соблюден ряд условий, например следующие:



  • данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля;
  • СРО и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

По результатам второго чтения из главы о независимой оценке соблюдения обязательных требований убрали положения о страховании рисков причинения вреда. Однако актуальная редакция проекта все же упоминает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования указанных рисков (п. 6 ч. 7 ст. 23 и ч. 9 ст. 25 Проекта).

Контрольно-надзорные мероприятия

Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих проект предусматривает следующие мероприятия:

  • мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу (ст. 68 Проекта). В остальном эти два мероприятия похожи;
  • выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству (ст. 69 Проекта);
  • инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет (ст. 70 Проекта);
  • выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов (ст. 75 Проекта).

Отметим ранее не предусмотренную в проекте новеллу, которая основана на опыте проведения проверок в период пандемии коронавируса. Речь идет о возможности проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Проекта).

Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия

Проект предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями (ст. 91 Проекта). Сейчас по Закону о защите прав юрлиц и ИП такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.

Зафиксируют перечень из 10 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.



Узнайте самую полную информацию в нашей системе “КонсультантПлюс”. Более 200 млн.документов, самые продвинутые алгоритмы поиска и возможность следить за нововведениями в законах. Напишите нам, чтобы получить больше информации.



ЗАПОЛНИТЬ ФОРМУ