На пленарном заседании XXVII Петербургского международного экономического форума президент озвучил несколько важных инициатив. Среди них следующие:
возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам с 2025 года;
ввести федеральный инвестиционный налоговый вычет в рамках перенастройки налоговой системы;
донастроить региональный инвестиционный вычет. Его можно будет применять в рамках не только одной компании, но и группы компаний;
установить до 2030 года включительно пониженную ставку по налогу на прибыль для ИТ-компаний в размере 5%;
срок софинансирования накоплений граждан по программе добровольных долгосрочных сбережений увеличить с 3 до 10 лет;
с 1 января 2025 года запустить долевое страхование жизней граждан. Взносы можно будет вкладывать в более доходные активы, в акции. Они смогут приносить выгоду покупателю страховки;
к 2030 году сформировать цифровые платформы в основных сферах экономики;
Правительство хочет законодательно закрепить позицию КС РФ о том, что суд вправе уменьшить размер компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак. Это возможно в случае, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя взыскали компенсацию в двукратном размере цены тех же товаров.
Для снижения компенсации потребуется заявление ответчика. При определении ее размера суд должен учесть:
характер нарушения и его последствия для правообладателя;
наличие и степень аффилированности правообладателей;
соответствие размера компенсации требованиям справедливости и соразмерности.
Компенсацию не взыщут, например, если имелась аффилированность и сходные до степени смешения товарные знаки зарегистрированы на разных правообладателей только для того, чтобы обогащаться на подобных исках.
Правительство внесло проект, которым планирует с 2025 года начать выстраивать справедливую налоговую систему. Предлагают усовершенствовать НДФЛ, предусмотреть амнистию для тех, кто готов "работать вбелую", создать стимулы для малого бизнеса становиться средним и не только. Расскажем об основных планах.
Прогрессивная шкала НДФЛ: изменение ставок
В зависимости от доходов сотрудников планируют установить 5 ставок вместо существующих 2 (пп. "а" п. 29 ст. 2 проекта):
13% – для доходов до 2,4 млн руб. в год (менее 200 тыс. руб. в месяц);
15% – от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;
18% – от 5 млн до 20 млн руб. в год;
20% – от 20 млн до 50 млн руб. в год;
22% – свыше 50 млн руб. в год.
Повышенные ставки предлагают применять не ко всему доходу, а лишь к сумме превышения, как и сейчас (п. 30 ст. 2 проекта). Для отдельных видов доходов физлиц также хотят изменить порядок налогообложения. Например, для дивидендов, процентов по вкладам, доходов от продажи ценных бумаг ставку 15% планируют применять, если доход составит 2,4 млн руб. и более в год (пп. "в" п. 23, п. п. 25, 29 ст. 2 проекта). Сейчас по дивидендам, процентам по вкладам, доходам от продажи ценных бумаг такую ставку применяют, если эти доходы превышают 5 млн руб.
Изменения по налогу на прибыль
Планируют повысить ставку по налогу на прибыль с 20% до 25% (пп. "а" п. 41 ст. 2 проекта). Это позволит с 1 января 2025 года отказаться от курсовых экспортных пошлин. Помимо этого, предлагают:
повысить с 0% до 5% ставку по налогу на прибыль для ИТ-компаний на 2025 - 2027 годы (пп. "г" п. 41 ст. 2 проекта);
ввести федеральный инвестиционный вычет для организаций из приоритетных отраслей. Категорию и признаки таких налогоплательщиков должно устанавливать правительство (п. 43 ст. 2 проекта);
увеличить повышающий коэффициент с 1,5 до 2 к расходам на НИОКР (п. 37 ст. 2 проекта);
сделать бессрочными региональные инвестпроекты (ст. 3 проекта).
УСН: увеличение лимитов, изменения в части НДС
Предлагают:
поднять базовый порог доходов для перехода на спецрежим с 112,5 до 337,5 млн руб. (пп. "а" п. 53 ст. 2 проекта);
увеличить среднюю численность сотрудников для применения УСН с 100 до 130 человек, без возможности превышения (пп. "б" п. 53, пп. "а" п. 54 ст. 2 проекта);
повысить порог доходов для применения УСН до 450 млн руб. (пп. "а" п. 54 ст. 2 проекта);
увеличить порог по остаточной стоимости основных средств с 150 до 200 млн руб. Его планируют индексировать на коэффициент-дефлятор (пп. "б" п. 53 ст. 2 проекта);
обязать уплачивать НДС при доходах более 60 млн руб. в год (пп. "а" п. 1 ст. 2 проекта). При этом налогоплательщику хотят предоставить альтернативу. Он может выбрать общий режим – обычные ставки НДС со всеми вычетами. А может выбрать вариант без права на вычеты: ставку НДС 5% при доходах от 60 млн до 250 млн руб. в год и 7% при доходах от 250 млн до 450 млн руб. в год (пп. "б" п. 4, пп. "а" и "в" п. 5, п. п. 6, 55 ст. 2 проекта). Сейчас в общем случае налогоплательщики на УСН не должны платить НДС;
отменить повышенные ставки 8% – для режима "доходы" и 20% – для "доходов минус расходы" (п. 56 ст. 2 проекта). Останутся 2 базовые ставки: 6% и 15%.
Налоговая амнистия при дроблении бизнеса
Хотят предусмотреть налоговую амнистию за дробление бизнеса в 2022 - 2024 годах при условии добровольного отказа от таких схем в 2025 и 2026 годах. Также для этих целей впервые вводят понятия дробления бизнеса и добровольного отказа от него (ст. 5 проекта). Так, добровольным отказом от дробления бизнеса предлагают считать расчет и уплату налогов с учетом объединения доходов всей группы или других показателей, которые нужно соблюдать для применения спецрежимов.
Освобождать от уплаты налогов, пеней, а также штрафов по итогам проверок за 2022 - 2024 годы предлагают, к примеру, если в решении инспекции по выездной проверке за 2025 и 2026 годы дробление бизнеса не установят. В этом случае обязанность по уплате долга за дробление бизнеса прекращается с даты вступления в силу последнего решения. Важно: на день вступления в силу поправок решения по проверкам за 2022 - 2024 годы еще не должны вступить в силу.
Поддержка семей с детьми
Предлагают увеличить стандартные вычеты на детей (пп. "а" п. 28 ст. 2 проекта):
Планируется обязать ретейл в отношении ряда продуктов питания также указывать цену за литр или килограмм. Перечень таких товаров установит правительство. Исключение: продукты, масса или объем которых менее 50 г либо 50 мл.
По мнению автора поправок, зачастую объем или вес товара снижают при сохранении размера упаковки товара. Благодаря этому увеличивается рентабельность продажи единицы товара. Поправки помогут не вводить в заблуждение потребителей.
отказа в заключении договора банковского счета (вклада), а также расторжения такого договора из-за подозрений в части ПОД/ФТ;
отказа в дистанционном банковском обслуживании.
Среди ненадлежащих практик регулятор отметил такие:
до клиента доводят мало сведений о причинах отказа, что мешает ему обжаловать такое решение;
клиенту сообщают о причинах отказа в дистанционном банковском обслуживании в недоступной форме или недостаточном для защиты прав объеме. В разъяснениях не уточняют, как ему в таком случае распоряжаться деньгами;
сотрудники кредитных организаций уклоняются от диалога, предлагают обратиться позднее;
у клиентов запрашивают необоснованно широкий список документов и сведений либо устанавливают слишком короткий срок для их сбора и представления;
клиентов информируют о введении ограничений по инициативе ЦБ РФ или Росфинмониторинга. При этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность, а Росфинмониторинг вправе ограничить совершение банковских операций и сделок только в ряде случаев.
Исполнительский иммунитет распространяется на деньги от продажи единственного ипотечного жилья гражданина-должника, которые остались после расчетов с залоговым кредитором. К такому выводу пришел КС РФ.
Поскольку из закона не ясно, как распределяются средства от реализации такого жилья, установлены временные правила:
по заявлению должника суд исключает из конкурсной массы деньги от продажи единственного ипотечного жилья, как защищенные исполнительским иммунитетом;
из "защищенной" суммы вычитаются средства на погашение требований залогового кредитора, кредиторов 1-й и 2-й очередей, судебных расходов, выплату вознаграждения финансовому управляющему, оплату услуг привлеченных им лиц и расходов на торги;
суд может уменьшить сумму "защищенных" средств, если ее размер позволяет купить жилье, параметры которого явно выше достаточных для должника и его семьи.
Арбитражный суд не может отказать в компенсации судебных расходов должника только потому, что решение по материально-правовому спору вынесли не в его пользу. Вывод КС РФ касается ситуации, когда должник потратился при рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве взыскателя и при этом:
заявление подал тот, кто не участвовал в разрешении основного дела о взыскании имущества. Например, это сделал единственный участник компании-взыскателя;
суд признал просьбу о правопреемстве необоснованной.
При рассмотрении требования о возмещении расходов в подобных случаях суд должен устанавливать, в частности:
связаны ли затраты должника с разрешением дела;
оправданы и разумны ли они;
не возник ли вопрос о правопреемстве взыскателя из-за того, что должник намеренно затягивал исполнение решения по материально-правовому спору.
Новое постановление заменяет аналогичный документ Пленума ВАС РФ 2006 года. В целом изменений немного.
Зафиксировано право судьи при подготовке к делу получать сведения из открытых источников (госреестры и пр.). Участники процесса могут доказывать недостоверность таких сведений.
дольше – определением суда, которое заносится в протокол.
Если в дело вступили соистцы, соответчики, третьи лица, был заменен ответчик или произведено процессуальное правопреемство, суд откладывает предварительное заседание, если новые участники или их представители не присутствуют.
Если определение суда при подготовке дела было обжаловано, судья информирует об этом вышестоящий суд письмом со ссылкой на электронные образы жалобы и материалов дела в "Картотеке арбитражных дел". Такой способ применяется при наличии техвозможности.
Некоммерческие организации (кроме политических партий) будут размещать свои уставы в формате PDF через личный кабинет на сайте Минюста. Срок – 30 календарных дней с даты госрегистрации юрлица (п. п. 1, 2 и 4 порядка). При корректировке устава новую редакцию нужно опубликовать в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации изменений (п. 3 порядка).
Новшества заработают с 1 января 2025 года. Некоммерческим организациям, которые зарегистрированы до даты вступления поправок в силу, разрешено разместить свои уставы до 1 апреля 2025 года (п. п. 2 и 3 приказа).
Предлагается усилить административную ответственность за несоблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности (Проект Федерального закона)
По проекту сейсмодефицитные многоквартирные дома в районах с сейсмичностью выше 6 баллов будут признавать аварийными, а жилые помещения в них – непригодными для проживания (абз. 2 п. 2 проекта изменений).
Если сейсмостойкость такого дома можно повысить до безопасных значений, он будет подлежать реконструкции (сейсмоусилению). В противном случае – сносу (абз. 3 - 4 п. 2 проекта изменений). Общественное обсуждение поправок завершат 17 июня.
Правительство утвердило положение об эксперименте по исполнению импортерами обязанностей, связанных с утилизацией отходов от использования ряда товаров и упаковки. Документ касается ввоза продукции из стран, которые не входят в ЕАЭС.
В эксперименте участвуют товары и упаковка из перечня с определенными кодами ТН ВЭД ЕАЭС:
брюки и бриджи из прочих текстильных материалов для мужчин или мальчиков (6103 49 000 1);
шины и покрышки пневматические резиновые новые для легковых автомобилей, автобусов, мотоциклов, велосипедов, а также для ТС и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности (4011 10 000, 4011 20, 4011 40 000 0, 4011 50 000, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0);
бытовые стиральные машины, в т.ч. с отжимом (из позиции 8450);
упаковочные изделия пластмассовые из полипропилена (3920 20 210 9);
алюминиевые емкости жесткие цилиндрические вместимостью не более 1 л (7612 90 800 1);
бумага и картон с покрытием, пропиткой или ламинированные пластмассой (за исключением клеев), беленые, массой 1 м2 более 150 г (4811 51 000 9).
Если товар есть в приведенном выше перечне, а его упаковки нет, то эксперимент в отношении нее все равно проводится. Это правило работает, когда упаковка включена в перечень товаров и упаковки, отходы от которых утилизируются. Если товара нет в приведенном выше перечне, а его упаковка есть, то эксперимент не проводится в отношении обеих позиций.
Эксперимент продлится с 1 сентября 2024 года по 31 декабря 2025 года. Участие в нем обязательное.
В отношении продукции, которая будет ввезена с 1 сентября 2024 года по 1 сентября 2025 года, импортерам до дня ее выпуска таможенным органом для внутреннего потребления необходимо:
уплатить экологический сбор либо уведомить о самостоятельной утилизации отходов. Во втором случае надо получить банковскую гарантию или заключить договор поручительства об уплате суммы в размере сбора. Договор заключается с юрлицом или ИП из реестра утилизаторов;
передать в систему учета отходов через личный кабинет отчетность о массе ввезенных товаров и упаковки.
В отношении товаров и упаковки, которые будут ввезены в период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2025 года, нужно направить в систему:
отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров и упаковки.
Сделать это надо и по первой, и по второй отчетностям до 15 апреля 2025 года за период с 1 января по 31 декабря 2024 года и до 15 апреля 2026 года за период с 1 января по 31 декабря 2025 года.
До 15 сентября 2025 года импортеры направляют в Минприроды сведения о том, какие проблемы возникли при исполнении обязанностей.
Какие риски существуют в логистике для транспортной компании и грузовладельца? В каких случаях стороны могут их минимизировать? Лектор расскажет о том, как избежать дополнительных затрат при исполнении договора.
Лектор расскажет, какие льготы и гарантии имеют работники, у которых есть дети, а также будущие мамы. Какие ограничения установлены для работодателя по отпускам и увольнениям таких категорий работников.